Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Сегодня это одна из самых прогрессивных специальностей»: как юные геологи из Красноярска съездили на полевую олимпиаду

«Сегодня это одна из самых прогрессивных специальностей»: как юные геологи из Красноярска съездили на полевую олимпиаду

15.08.2023
5
Команда GEOS

Красноярский край на этих соревнованиях представляла команда из 8 человек, которые занимаются в Школе юного геолога в музее GEOS. Перед поездкой участники прошли серьезную подготовку. Помимо теоретической части ребята практиковались «в полях»: тренировались в организации стоянок, искали в реках полезные ископаемые, промывали донные отложения и изучали геологические разрезы. В июле команда подтвердила свою готовность на региональном этапе соревнований, которые проходили в Кемеровской области.

Подготовить ребят к непростым дисциплинам помогали опытные педагоги из Института цветных металлов СФУ и практики из горнодобывающей отрасли.

«Нам всегда нужна помощь недропользователей. Когда мы готовили детей к олимпиаде, нам помогала компания „Полюс“. На самом деле эта компания — титульный партнер школы, много лет поддерживает профориентационную программу. Наши дети ездили в Альметьевск под лозунгом „Золотой запас Сибири“. Во всех смыслах», — рассказала директор музея GEOS Юлия Мансурова.

Юные геологи России состязались в 11 соревнованиях и 4-х конкурсах, приняли участие в научной конференции. Судили и оценивали выступления команд представители геологических вузов и недропользователей РФ. Участники Всероссийской олимпиады «Юный геолог», показавшие хорошие результаты в индивидуальном зачете, получили приоритет для поступления в профильные вузы страны.

Один из участников красноярский команды — Савелий. Мальчику скоро исполнится 15 лет, 6 из которых он ходит в Школу юных геологов. На такие масштабные соревнования команда поехала в первый раз после пандемии коронавируса.

«Я пришел заниматься геологией, потому что мне самому это было интересно. Но у меня прапрадед был геофизиком и бабушка тоже занималась геологией. Перед поездкой у нас был отбор, а также дополнительные занятия. Я сходил на дополнительные занятия по минералогии. Но задания на соревнованиях оказались достаточно легкими. Нас „подвел“ человеческий фактор, поэтому мы заняли 17 место в общекомандном зачете. Я думаю, что для первого раза это неплохой результат», — рассказал юный геолог.

Красноярская команда показала 6 место в конкурсе подготовки полевой стоянки, а также «шлиховом опробовании» — это метод определения наличия золота и драгоценных металлов.

«Этому способу тысячи лет, но и в век современных технологий он считается одним из самых надежных. По команде на исходную, то есть по колено в воду. Лотки в полной готовности, в них обязательный материал, в который вносятся контрольные элементы: 6 свинцовых шариков и 4 фрагмента медной проволоки. Задача участников, после промывки иметь черный шлих и сохраненные элементы», — рассказывали организаторы соревнований.

Еще один этап, по результатам которого красноярцы вошли в топ-10 — техника безопасности. Без умения оказывать первую помощь себе и товарищам геологам не выжить.

Во время олимпиады юные геологи не только показывали свои знания, но и знакомились с профессией. Об истории добычи нефти участники узнали, посетив музей в городе Лениногорске. А в лаборатории молекулярной биотехнологии биотехцентра Альметьевского государственного нефтяного института подростки смогли самостоятельно исследовать образцы почвы, которые они привезли из своих регионов.

«Дополнительное образование в естественнонаучной сфере — тренд последних лет. Общество в широком смысле и дети в частности уже „наелись“ английским языком, экономикой и другими общественными дисциплинами. Они хотят постигать мир вокруг. Этому способствует популяризация научного знания, к которому в последнее время наметился большой интерес. В школы и клубы различных научных направленностей — экологов, геологов, юннатов и т. д. — попадают талантливые дети, движимые любопытством к миру и желающие не упустить ничего из того, что этот мир способен им дать. Такие школы — лучший способ утолить их природное любопытство. Они получают информацию, которая оказывается за границами школьного образования. Это практические дисциплины, которые требуют не только изучения книг, но и выходов на природу с изучением каких-либо объектов», — рассказала директор музея GEOS Юлия Мансурова.

Она отметила, что заниматься в клубе при музее приходят дети как из семей геологов, так и те, кто заинтересовался этой наукой сам.

«Среди занимающихся у нас детей есть те, в чьих семьях есть представители этой профессии. Они могут рассказать о том, чем хороша была эта работа раньше. Но сейчас мы делаем упор на то, что геология — сфера высоких технологий. Прошли времена, когда геологи были людьми в свитерах и с молотком, которые шли куда-то очень далеко, переплывали реки. Это уже перешло в область романтики и фантастики. На вооружении современных геологов стоят беспилотники, спутниковые снимки и сверхточные интереснейшие исследования, 3d-моделирование рудных тел и еще огромное количество других высокотехнологичных решений. Поэтому сегодня геология — одна из самых прогрессивных специальностей, которые только можно выбрать», — отметила директор музея.

Интернет-газета Newslab, фото: «Полюс»

Рекомендуем почитать