Главная
>
Статьи
>
Елена Долгодворова: «Школа не должна готовить ребёнка в ВУЗ»

Елена Долгодворова: «Школа не должна готовить ребёнка в ВУЗ»

30.08.2004
0

Учитель истории и обществознания гимназии «Универс»

«Учитель года Красноярского края 2004», учитель высшей категории.
Родилась12 августа 1964 года в Канске, Красноярского края.
В 1965 году семья переехала в Красноярск.
В 1982 году окончила школу №12, Железнодорожного района.
С 1982 по 1987 училась на историческом факультете КГПУ.
По окончании университета 2 года работала по распределению в школе № 2 пос. Шушенский.
С 1989 по 1992 работала ассистентом на кафедре отечественной истории в КГПУ.
В 1993 году перевелась в школу №106, которая в 2000 году была преобразована в гимназию «Универс».
Увлечение: «Много читаю и вяжу. Со следующего года мечтаю заняться йогой»


Елена Долгодворова

Елена Юрьевна, как Ваша школа готовится к празднованию 1 сентября?

Нашу традицию чтения актовых лекций 1 сентября ввёл ещё Исаак Давидович Фрумин, когда был директором  школы. С 2000 года он работает экспертом по образованию во Всемирном банке реконструкции и развития.

В этом году 1 сентября к нам обещает приехать губернатор Александр Хлопонин, возможно, именно он прочтет актовую лекцию. Актовая лекция – это не нравоучение, это, скорее, рассуждение о морали, о нравственности, о культуре, о судьбе человеческой. После актовой лекции пройдёт небольшой концерт, который готовят не школьники, а сами преподаватели. Это было сделано специально, чтобы показать старшеклассникам некий уровень того, как в достойной и культурной форме можно представлять себя и представлять школу.

Вы преподаете историю. Я слышала, что у Вас своя методика преподавания этого предмета. Расскажите о том, как обычно проходит Ваш урок?

Я не читаю лекцию по учебнику – в этом особенность моей методики, моей технологии. Моё твёрдое убеждение заключается в том, что историю нельзя преподавать по учебнику, особенно у старшеклассников. Если в средней школе главное – чтобы ребятишкам было просто интересно, то в старшей школе мы выходим на изучение серьезных проблем. В 19 и 20-м веках историческая наука скорее повторяла методы наук естественных, точных. Но ведь разные люди смотрят на одно и то же историческое событие по-разному, и у каждого своя история. Я приведу пример: Сталинградская битва глазами Жукова или, допустим, глазами солдата, или, например, Бородинское сражение глазами Кутузова и Наполеона. А сопоставление различных позиций на одно и то же событие даёт возможность школьнику приблизиться к истине.

А как Вы тогда относитесь к введению Единого государственного экзамена по истории? Можно ли тестом, который предполагает знание точных дат и имен, объективно оценить знания школьника?

Я очень осторожно к этому отношусь, не скажу, что я это приветствую. К счастью, ЕГЭ по истории может и не быть. За всё время, пока идёт эксперимент, ещё никто единый экзамен по истории не сдавал, есть только пробные варианты тестов. Я к тестированию по истории отношусь 50\50. То есть, с одной стороны, я не отрицаю того хронологического ряда, который ученики должны знать, но знания – это лишь та ось, на которую накладываются потом различные интерпретации. Что такое – представление об историческом событии? Это факт + версия + интерпретация, только тогда появляется событие. Мы, конечно, должны знать имена, факты, даты – должны! Но, как говорил Марк Ферро, история очень легко может превратиться в идеологию, потому что преподаются те факты, которые идеологически нужны, выверены. Важно, как ученики будут изучать эти факты, воспримут точку зрения учителя, или у них будут условия для формирования собственного мнения.

В целом к Единому государственному экзамену как относитесь?

Да как я отношусь? Плохо отношусь, потому что считаю, что математику нельзя заставлять писать всех детей. Единый госэкзамен должен быть одним из вариантов тех контрольных процедур, которыми ребёнок заканчивает школу. Кроме этого, нужно предоставить ему на выбор что-нибудь другое. Например, кому-то легче написать тест по русскому, другому – сочинение, третьему – изложение. Я считаю, что должна быть возможность выбора.

Но, если в школе мы научим детей читать, понимать, дискутировать, доказывать свою точку зрения, тогда им будет легко подготовиться к тесту. 10 часов – и ты готов сдавать экзамен.

Что Вы думаете по поводу изменений в российском образовании? Ряд красноярских школ переходят на новый учебный план, где дополнительные часы ученик выбирает сам. В вашей школе это уже распространено, что дает такая система?

У нас старшеклассники выбирают предметы, специализации, выбирают преподавателей и классных руководителей (которые в старшей школе называются классные советники). Этот выбор должен делаться не на пустом месте. Выбор всегда предполагает ответственность. К ответственному выбору детей нужно подготовить. Например, в нашей школе проходят сессии самоопределения. Но такую систему очень много критикуют, говорят: «Маленькие они ещё! Выбирают учителя и не могут принять решение! Они не ответственные! Это их расхолаживает!»

Но надо же когда-то начинать! А что сейчас происходит? Родители ведут их за руку, родители заставляют учиться! А какое будущее тогда ждёт этих детей?! Пока ты сам не начнёшь что-то решать и нести за себя ответственность – у тебя мало, что в жизни получится. И поэтому я отношусь очень положительно к ситуации выбора.

Сейчас в Министерстве образования обсуждается изменение системы оценок. Как Вы считаете, какая «система координат» самая оптимальная?

(смеётся) Ну, этого я, правда, не знаю! У нас в школе обсуждается вопрос о накопительной системе. По большому счёту, пятибалльной-то системы у нас нет. У нас есть три балла: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». «Единица» и «двойка» у нас – неудовлетворительные оценки, которые дети стремятся исправить. Детям достаточно сложно перестроиться. Я думаю, не шкала нужна, а интересная накопительная система оценок, когда за определённую работу ты получаешь определённое количество баллов. Самое главное в этой системе, чтобы школьник заранее знал, сколько ему надо набрать баллов, чтобы получить оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», тогда у него уровень притязаний повышается. Хотя, если кому-то достаточно «тройки», то он и суетиться не будет.

Вопрос по поводу российской и зарубежной системы образования, Вы ведь бывали в Америке. Можете ли выделить какие-то плюсы и минусы российского и западного образования?

Я не могу сказать, что какая-то система образования хорошая, а какая-то плохая. У западного образования - другие цели. У нас, традиционно, на первом месте был знаниевый компонент, и я не знаю, хорошо это или плохо. На Западе делают упор на то, чтобы каждый школьник потом приспособился к дальнейшей жизни. Думаю, важно привить человеку желание учиться, чтобы он продолжал развитие всю жизнь. В этом, видимо, плюсы западного образования.

Я была в Калифорнии, в старшей школе, там очень свободно относятся к материальным ценностям. Если мы сейчас говорим об информатизации, то там огромный класс, где стоят компьютеры, и есть свободный выход в Интернет. Для них это не проблема. Если мы сейчас говорим об особых учебниках по истории, обществознанию, то там есть специальные кассеты, задания, и всё это достаточно просто. Для нас разговоры о видео-технологиях, Интернет-технологиях, как разговоры о Луне, у нас всё это только начинается. Чаще всего, многим школам это не доступно, и многие учителя, кстати, не владеют этими технологиями.

А как Вы считаете, наше школьное образование направлено на общее развитие ребёнка или это подготовка к поступлению в ВУЗ?

Это очень сложный вопрос, потому что это то противоречие, которое фактически неразрешимо. Моё твёрдое убеждение, со мной могут не согласиться, но школа не должна готовить ребёнка в ВУЗ, не должна, потому что наше высшее образование – оно сейчас ещё более закостенелое, чем школьное. Задача школы – помочь ребёнку определиться, воспитать в себе такие качества характера, которые потом ему позволят поступить в институт.

Елена Юрьевна, а считаете ли Вы достойной учительскую зарплату? Соизмерима ли она с физическими, моральными усилиями?

(смеётся). Нет! Не считаю, конечно! Она очень маленькая. Я считаю, что у учителей заработная плата должна быть выше средней. А сейчас получается наоборот. Особенно у молодых перспективных учителей. Они, может быть, хотели бы в школе работать, а получают копейки. А мужчины? Школа вообще без мужчин страдает. У нас мужчины воспитываются в семье – женщинами, в школе – женщинами, на работе – женщинами, а мы потом говорим, что у нас мужская цивилизация…

Как Вы относитесь к идее частных школ? Вы пошли бы работать в частную школу?

Я бы пошла работать в такую школу, где был бы хороший коллектив, коллектив единомышленников. Главное – что коллектив педагогов видит целью образования? И если эта цель отвечает моему видению, я пойду работать в такую школу. У нас в Красноярске почему-то не открывают частные школы. Вот, например, в Москве, Новосибирске много частных школ. Это трудно, нужен такой человек-энтузиаст, который этому бы посвящал очень много времени. К тому же, чтобы организовать школу с достойными условиями, нужны очень большие деньги.

Знаю, что уже в сентябре вы поедете в Москву на конкурс «Учитель года России». Как будет строиться сам конкурс, и какую программу Вы там представите?

Там будет три тура. Первый тур будет связан со своим предметом, и я буду давать урок, который заранее я не готовила. Название урока мне скажут за сутки до его проведения. Также в этот день я буду защищать свою концепцию преподавания истории, к этому я готова, её я защищала на краевом конкурсе.


Награждение учителя года Елены Долгодворовой губернатором Красноярского края Александром Хлопониным

После первого этапа конкурса выбирается 15 человек. Им нужно будет дать так называемое учебное занятие по проблеме. Название проблемы дается с вечера, а учебное занятие даёшь со сцены уже утром. Далее – участие в дискуссии. А третий тур – это подготовленная дома лекция по выбранной проблеме, которую нужно будет прочесть перед Большим жюри.

Испытание очень серьёзное, и я надеюсь дойти хотя бы до второго этапа.

А когда начнётся конкурс?

Он будет проходить 10 дней, с 20 сентября по первое октября.

Что Вы пожелаете ученикам и коллегам 1 сентября?

Мне запало в душу одно высказывание, которое в метафоричной форме показывает проблемы нашей жизни. «Ты слеп, а я глух и нем, так давай возьмёмся за руки и попробуем понять друг друга!» Учителям я хочу пожелать, конечно, успехов, чтобы между ними и учениками всегда возникало взаимопонимание. Ученикам тоже хочется пожелать, чтобы они понимали своих учителей, родителей, одноклассников. Постараемся понять друг друга и прожить достойно этот год.

 

Беседовала Татьяна Рыгина

Рекомендуем почитать