Главная
>
Статьи
>
Сергей Жирков: «Жители края должны знать, что за услуги надо платить»

Сергей Жирков: «Жители края должны знать, что за услуги надо платить»

28.03.2005
1

Управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Красноярскому краю.

Родился 16 апреля 1954 г. в с. Черепаново (Новосибирская область).
Образование высшее, окончил Новосибирский электротехнический институт. Работал в ВЦ СО АН СССР, в институте Вычислительных Технологий СО РАН.
В 1993-98 гг. - начальник отдела автоматизации, затем заместитель управляющего по персонифицированному учету и автоматизации Отделения ПФР по Новосибирской области.
С августа 1998 г. - назначен управляющим Отделения ПФР по Красноярскому краю.
В 1999 г. - окончил институт переподготовки и повышения квалификации кадров при Финансовой Академии при Правительстве РФ по специальности "экономика внебюджетных фондов".

Семейное положение: женат, двое детей.
Увлечения: спорт, отдых на природе, историческая литература.


Сергей Жирков

Сергей Федорович, как Вы считаете, какие изменения произойдут в деятельности вашего отделения после проведения референдума по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра?

В настоящее время Таймырский и Эвенкийский округа имеют такие же независимые отделения Пенсионного фонда, как и отделение в Красноярске. Однако еще в 1996 году было принято решение о том, что краевое отделение является так называемым межрегиональным методологическим центром по персонифицированному учету. С этого момента над Таймыром, Эвенкией, Хакасией и Тувой мы осуществляем методологическое руководство. Все эти регионы используют программные продукты, подготовленные в нашем отделении, поэтому с точки зрения партнерского взаимодействия мы никогда не чувствовали, что работаем раздельно. Кроме того, наши сотрудники практически ежеквартально посещают отделения фонда в соседних регионах, и я полагаю, что при административном слиянии территорий у нас не произойдет неприятных неожиданностей. Есть, конечно, некоторые трудности. Например, с качеством начисления пенсии в объединенном крае. Но сейчас мы обмениваемся опытом по этому вопросу, и, думаю, решение найдем.

Сейчас широко обсуждается так называемый закон о «монетизации льгот». Какие трудности возникают при его исполнении в Красноярском отделении?

Трудности, наверное, общие для всех территорий. Самая основная – грамотно донести до населения, что сейчас происходит в крае. Я думаю, что именно по этой причине проблемы возникли раньше, когда изменилась система начисления и выдачи пенсий – вместо одной суммы, которая называлась просто пенсия, стали выплачивать базовую и страховую ее части. Ветеранам очень трудно объяснить все эти изменения, поэтому и возникали различные трудности. И, хотя положительный градиент в обществе по отношению к пенсионной реформе был достигнут, поскольку властью четко исполнялось все то, что было заявлено – ежеквартально происходила индексация пенсии, ежемесячно пересматривалась ее базовая часть и, самое главное, нигде не возникало задержек по выплате пенсий, некоторая нехватка информация среди населения все же присутствует. А сейчас все это отражается на «монетизации».

Каким образом вы решаете эту проблему? Каковы ваши способы информирования населения?

Во-первых, в нашем отделении разработана система извещений. В отличие от других регионов, с 27 декабря прошлого года мы стали рассылать письма-извещения федеральным льготникам с информацией о том, в какую льготную категорию вошел каждый из них, какая ежемесячная денежная выплата ему полагается. Кроме того, в каждом извещении указаны телефоны, по которым можно обращаться, если возникнут какие-либо вопросы. Таким образом, у 228 тысяч федеральных льготников была четкая информация, что происходит и куда можно звонить. Учитывая то, что на «горячую» телефонную линию по пенсионной реформе после рассылки этих извещений стало поступать гораздо меньше звонков, можно сделать вывод, что они все-таки помогли.

Когда в крае возник вопрос об обеспечении льготников проездными билетами, то мы избрали такой же путь информирования – стали рассылать извещения, в которых было указано, кому, где и по какой цене можно приобрести льготный проездной. И в этом случае мы даже несколько опередили события, потому что когда извещения были уже розданы, и льготники стали требовать проездные на почте, билеты поступили еще не во все районные узлы связи.

Еще одно наше важное начинание – мы стали инициаторами создания в крае единой социальной справочной – так называемого телефонного центра по обработке звонков населения. В декабре прошлого года мы закупили необходимое оборудование в одной из красноярских компаний, в январе 2005 года уже запустили его. В течение месяца шестеро специально обученных операторов обрабатывали запросы населения. Поскольку занимались этим специалисты высокого уровня, из 9 тысяч телефонных звонков, поступивших в социальную справочную, до нашего отделения дошло всего 3-4 звонка.

Помимо этого мы выпустили серию календариков и методичек с информацией, которую необходимо знать жителям края о ежемесячной денежной выплате. Большая работа проводилась нашими сотрудниками со средствами массовой информации. Можно сказать, что негативного опыта с точки зрения работы с населением, судя по результатам, было мало. Я считаю, что мы выбрали правильное направление, начав работать с гражданами адресно. Очень важно, что на сегодняшний день население уже привыкло получать информацию «из рук» Пенсионного фонда. К тому же, информацию точную, которой можно поверить. В целом это позволило на достаточно хорошем уровне решать проблемы информирования населения края.

По Вашему мнению, каково качество исполнения пакета документов о «монетизации льгот», и каков будет реальный итог этой реформы?

Стоит отметить, что никто не подвергает сомнению и не осуждает направление ухода от льгот и передачи в руки льготников реальных средств, которыми они могут распоряжаться. Наиболее проблемным моментом при реализации закона стало решение вопроса информирования населения. Однако, с точки зрения качества исполнения закона, все же возникло несколько вопросов, которые не были отработаны ни на уровне законодательства, ни на уровне региона. Например, льготный проезд и социальный пакет. Но все-таки, то, что за услугу нужно платить, жители края должны знать. А мы должны предоставить им право выбора, право определять приоритеты, чтобы граждане могли средствами, выплаченными вместо льгот, рассчитываться только за те услуги, которыми пользуются. Кроме этого, вопрос выплаты реальных денег вместо льгот очень важен и для развития социальной инфраструктуры, поскольку, если население резко начнет предъявлять требования к качеству обслуживания, то его уровень безусловно возрастет. Ведь когда были льготы были бесплатными, люди обращали меньше внимания на то, как их обслуживают. А сейчас зарегистрировано уже довольно много обращений с претензиями по качеству обслуживания. Это связано не только с проездом в транспорте, но и с медицинским обслуживанием, и с другими сферами жизни. Те, кто эти услуги предоставляет, теперь заинтересованы в улучшении условий для льготников.

Хочу назвать интересную особенность – если раньше льготы в целом по России были закреплены на уровне суммы 42 млрд. рублей, то в бюджете 2005 года заложена сумма более 170 млрд. А если даже при такой колоссальной разнице возникают различные социальные катаклизмы, то это лишний раз доказывает, что реализация этого закона не так проста.

Но этот шаг, на мой взгляд, очень важен, и сделать его было необходимо. Уже сейчас накал социальных страстей постепенно остывает, люди привыкают к нововведениям, находят меньше поводов для недовольств. Поэтому можно предположить, что уже летом люди будут говорить – как здорово, что появилась эта серия законов, подкрепленная реальными средствами. Я считаю решение правительства направить такие огромные средства на социальную сферу верным. Это решение подтверждает значимость каждого жителя России в нашем обществе.

Наверняка Вы уже подвели итоги работы красноярского отделения Пенсионного фонда в 2004 году. Поделитесь самыми значимыми, на Ваш взгляд, достижениями за год?

Если говорить об итогах 2004 года, стоит отметить важную деталь - за два последних года наше отделение вышло на высокий уровень и внедрило почти во всех территориях края современные технологии работы. Например, перерасчет пенсии работающим пенсионерам осуществляем по современному программному комплексу, который уже 2 года применяют в других территориях России.

Мне видится очень важным сам факт того, что начинания красноярского отделения внедряются в других субъектах Российской Федерации. Это значит, что мы вышли на достаточно серьезный уровень. Доказательством этому можно назвать то, что наше отделение получило распоряжение председателя Пенсионного фонда РФ о разработке резервной системы персонифицированного учета. Это самый главный программный комплекс Пенсионного фонда России, который в настоящее время реализуется в Москве. Мы делаем его дубль, и в течение этого года закончим работу.

Начали заниматься конвертацией пенсионных прав. Поясню. Довольно часто возникают проблемы с начислением пенсий гражданам, которые работали на несуществующих сейчас предприятиях. Сеть архивов с документами таких предприятий была нарушена. Сейчас мы восстанавливаем утерянные данные, чтобы пенсия этим работникам была начислена правильно, и часть трудового стажа не пропала. Для большей эффективности подобной работы было создано так называемое автоматизированное рабочее место конвертации. Красноярское отделение первым в России применило эту технологию, и сегодня уже 32 региональных отделения ее используют.

По-моему, очень важно и то, что помимо этих направлений, отделение активно занимается социальными программами. Например, по программе обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров в 2003 году в крае было реализовано 87,5 млн. рублей, а в 2004 году – уже 328 млн.

Кроме того, мы поставили перед собой задачу улучшения качества обслуживания пенсионеров. Уже сегодня в поликлиниках в отдельных районных центрах можно увидеть отдельные окна регистратуры и палаты для неработающих пенсионеров. Значит, качество обслуживания все-таки меняется в лучшую сторону.

За 2 года мы минимизировали очередь на операции по установке кардиостимуляторов и искусственных хрусталиков, построили несколько новых зданий для Шилинского и Енисейского домов-интернатов для пенсионеров, закупили оборудование для геронтологического центра в микрорайоне Солнечный, оборудовали все жилые комнаты в красноярском Доме милосердия.

В отделении очень много внимания уделяется повышению уровня кадрового состава. Ведь каждый наш сотрудник работает непосредственно с населением и должен уметь обеспечить, как минимум, комфортное общение.

Еще одна очень интересная находка - мы создали «Технологию интеллектуального управления отделением». Это так называемая электронная планерка. Во время ее проведения используется максимальное количество средств техники, чтобы у руководителей имелось как можно больше данных для глубокого анализа деятельности сотрудников и отделения в целом. В порядке эксперимента мы даже внедрили ее в администрации Новоселовского района.

Также мы стали активно участвовать в районных сходах. А кроме того, предлагали главам районов приглашать для участия в них артистов, творческих деятелей. Такие встречи с населением проходят в совершенно другой атмосфере, важные вопросы решаются проще. Это наши основные особенности при работе с населением.

Расскажите о планах работы красноярского отделения пенсионного фонда в 2005 году?

Есть два крупных и сложных проекта, которые уже длительное время прорабатываются нашими сотрудниками теоретически. Один - это участие отделения Пенсионного фонда в реструктуризации РАО ЕЭС на территории края. Реализация этого проекта позволит защитить малообеспеченную часть населения тогда, когда энергетики будут повышать тарифы на свои услуги. Но пока в виде решений он не реализован.

Второй финансовый проект – работа с деньгами из пенсионного резерва. Совместно с финансовыми структурами в Москве мы проработали некую теоретическую модель, которая позволит средствам, попадающим в федерацию, вернуться на территорию края, чтобы работать здесь через инвестиционные проекты. Например, в реализации программ ипотечного кредитования.

Чем Вы занимаетесь в свободное время, если оно у Вас есть?

Мои увлечения, наверное, такие же, как и у большинства жителей края – природа, лес, лыжи. Люблю рыбалку и охоту, жаль, что редко удается выбраться. А вот зимой практически каждые выходные выходим в лес на лыжах.

Если бы не работа в Пенсионном фонде, чем бы Вы хотели заниматься сейчас?

Я мог бы заниматься системой управления. Ведь уже сейчас мое серьезное хобби – разработка эффективной модели управления территориями на уровне субъектов Федерации – постепенно превращается в отдельное профессиональное направление. По-другому это называется менеджер-управленец.

Сергей Федорович, когда видите на улице бабушек, которые просят милостыню, Вы подаете им деньги?

Все зависит от ситуации. Я считаю, что людям надо помогать, но несколько по-другому – не на улице, а попытаться разобраться, в чем корень проблемы и потом уже предложить помощь по существу. И в первую очередь надо помогать тем, кто действительно старается нормально жить, чтобы люди понимали, что эта помощь – дань уважения их заслугам.

Беседовала Наталья Попова

Рекомендуем почитать