Главная
>
Статьи
>
Пишем с заглавной буквы, ценим удачную вторую серию, изучаем гены и шаманим вживую

Пишем с заглавной буквы, ценим удачную вторую серию, изучаем гены и шаманим вживую

19.05.2005
2

Robert Plant and the Strange Sensation
«Mighty Rearranger»
2005, Sanctuary Records

Нет, не зря сопровождающая Роберта Планта группа The Strange Sensation вынесена в название этого альбома наравне с самим Плантом. Если судить по тем двум альбомам, что Плант записал вместе с ними, предыдущему “Dreamland” и нынешнему “Mighty Rearranger”, сотрудничество с The Strange Sensation повлияло на Планта самым радикальным образом – потому что так свежо, мощно и попросту здорово, как на этих альбомах, Плант не звучал со времен, ну, понимаете, Той Самой Группы. Я даже рискну впасть в святотатство в глазах поклонников Led Zeppelin (к коим, да будет вам известно, отношусь и сам), и скажу, что после 1975 года Led Zeppelin уже никогда не звучали так уверенно и сильно, как звучат ныне Плант с The Strange Sensation. (По крайней мере, в записи). Серьёзно – когда тихий, но напряженный куплет “Tin Pan Alley” вдруг взрывается в припеве мощной гитарной волной, а Плант принимается завывать одуревшим от томящейся внутри энергии волком, чувствуешь тот самый хорошо знакомый по “Black Dog” и “Kashmir” поднимающийся по позвоночнику холодок. Группа настолько уверена в своих силах, что время от времени позволяет себе даже небольшие ироничные цитирования Led Zeppelin – открывающая “Ancient Tribe” начинается с того самого барабанного ритма, что когда-то столь грандиозно звучал в начале “Rock and Roll”, вот только вместо ураганного гитарного боевика нас ждет пустынная африканская баллада. Весь “Mighty Rearranger” очень сильно замешан на плантовской непрекращающейся любви к музыке Африки и Индии – к примеру, тягучий блюз-рок “The Enchanter” звучит так, словно его исполняют где-то на рынке в Маракеше. Планту и The Strange Sensation удалось добиться удивительного равновесия – их альбом ни капельки не старомоден, хотя и подвержен явному влиянию прошлого, но и не пытается угнаться за модой, несмотря на охотное использование электроники. “Mighty Rearranger” – альбом самой редкой породы, альбом вне времени. Рок-музыка с заглавной буквы «Р».

 

David Sylvian
«The Good Son Vs the Only Daughter: Blemish Remixes»
2005, Samadhisound

Записанный в 2003 году альбом “Blemish” был настоящим триумфом Дэвида Сильвиана – странным, мистическим и завораживающим. Испортить его деликатную красоту неаккуратным ремиксом было бы проще простого, но, к счастью, на альбоме “The Good Son Vs the Only Daughter” этого не происходит. Наоборот, альбом ремиксов звучит как органичное продолжение “Blemish”, даже несмотря на то, что многие интерпретаторы песен Сильвиана отказались от присущего тому альбому обнаженного минимализма. Так, “How Little We Need to be Happy” превращается почти что в поп-джаз, а в “Late Night Shopping”, с его хлопками в ладоши и подпевающим хором, виден призрак госпела – однако общий таинственно-полуночный настрой альбом сохраняется в неприкосновенности. Звуковая палитра “Blemish”, состоявшая в основном из шуршащих электронных звучков и гипнотизирующего баритона Сильвиана, наполовину поющего, наполовину проговаривающего слова, здесь дополняется кларнетом (“Blemish”), флейтой со скрипками (“The Only Daughter”) и трубой норвежского маэстро Нильса Петера Мольвера (еще одна версия “The Only Daughter”).

 

Porcupine Tree
«Deadwing»
2005, Lava Records

В генеалогическом дереве Porcupine Tree явно не обошлось без генов прародителей прогрессивного рока King Crimson. Словно бы для того, чтобы укрепить эту родственную связь, в двух композициях альбома “Deadwing” обязанности соло-гитариста берет на себя бывший участник King Crimson Адриан Белью. Ведомые вокалистом и человеком-оркестром Стюартом Уилсоном, Porcupine Tree исследуют загадочную и интригующую территорию между монолитными металлическими гитарными риффами и воздушной психоделией 60-х а-ля ранние Pink Floyd. Они аккуратно и точно связывают свои противоречащие вроде бы импульсы в единый пучок – когда задумчивый и пространный поп-рок-номер “Arriving Somewhere But Not Here” где-то на шестой минуте вдруг мутирует в довольно суровый хэви-металл, впрочем, только для того, чтобы еще через пару минут вернуться обратно, звучит это вполне органично. Точно так же и психоделическая баллада “Lazarus” прекрасно чувствует себя рядом с мощным гитарным “Shallow”, а продолжительная фортепианная вставка ничуть выбивает из колеи драйвовую “Start of Something Beautiful”.

 

The Bravery
«The Bravery»
2005, Universal

Без сомнения, в доме у каждого участника квинтета The Bravery где-то запрятано по тайному алтарю с фотографиями Роберта Смита, Морриси и Саймона Ле Бона – и мне даже страшно подумать, какие именно тайные и магические ритуалы они проводят перед этими алтарями. Музыка The Cure, The Smiths и Duran Duran для The Bravery – не просто ориентир и авторитет, а фетиш, божество, единственная путеводная звезда во «враждебного мира тумане густом», за которой они следуют гуськом с остекленевшими взорами восхищенных зомби. Вокалист Сэм Эндикотт завывает точь-в-точь как молодой Роберт Смит, только научившийся правильно подводить глаза – прием, которым, судя по фотографиям в буклете, Эндикотт также не гнушается. Ритм-секция мечется между угловатым саундом The Smiths и танцевальными диско-ритмами Duran Duran, иногда пытаясь засунуть в одну песню и то, и другое сразу. Вся эта не то, чтобы гремучая, а скорее звенящая смесь исполняется с должным мальчишеским задором и необходимой капелькой отчаяния – однако преданное копирование своих кумиров с честными физиономиями и сияющими глазами еще не делает из молодых музыкантов интересных исполнителей. Кто бы надоумил ребят, что вокруг еще полно другой музыки помимо их нежно любимого и обожаемого пост-панка?

 

Дельфин
«Запись концерта 19.11.04»
2005, Universal Music Russia

Мое глубокое убеждение, основанное на личном опыте, состоит в том, что Дельфин всегда звучал лучше в концерте. Данная запись – очередное тому подтверждение. В концертном исполнении материал довольно унылого альбома «Звезда» обретает новую, слегка даже пугающую жизнь. Эти монотонные, словно зацикленные песни в концерте становятся самыми натуральными мантрами, вводящими в глубокий транс. Всё сразу становится на свои места – и зудящий гитарный шум, и не особенно мелодичное бормотание самого Дельфина оказываются совершенно необходимыми элементами. Это уже давно никакой не рэп, это самое настоящее электрическое шаманство.

Иванов-Ножиков

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать