Главная
>
Статьи
>
Роза Зубкова: «Разве нуждается доброта в рекламе?»

Роза Зубкова: «Разве нуждается доброта в рекламе?»

07.06.2005
3

Начальник управления социальной защиты населения администрации Красноярского края

Родилась 2 июня 1947 г. в Касселе (Германия).

В 1964-67 гг. – окончила Армавирский юридический техникум (Краснодарский край).

В 1979 г. – окончила юридический факультет Красноярского государственного университета.

В 1967-71 гг. – инспектор Красноярского краевого отдела социального обеспечения.

В 1971-73 гг. – заведующая отделом социального обеспечения Шарыповского р-на (Красноярский край).

В 1973-78 гг. – заместитель начальника отдела, начальник отдела, заместитель начальника Центра по начислению и выплате пенсий и пособий Красноярского краевого отдела социального обеспечения.

В 1978-82 гг. – начальник отдела пенсий Красноярского краевого отдела социального обеспечения.

В 1982-83 гг. – начальник Центра по начислению и выплате пенсий и пособий Красноярского краевого отдела социального обеспечения.

В 1983-93 гг. – начальник Центра по начислению и выплате пенсий и пособий – заместитель начальника Красноярского краевого отдела социального обеспечения.

В 1994-96 гг. – заместитель начальника управления социальной защиты населения администрации Красноярского края – начальник центра по начислению и выплате пенсий и пособий.

В 1996-200 гг. – заместитель начальника управления социальной защиты населения администрации Красноярского края.

В мае 2005 года – назначена начальником управления социальной защиты населения администрации Красноярского края.

Награды: «Заслуженный работник социального обеспечения РСФСР», медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, почетные грамоты Министерства труда и социального развития РФ, губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания края.

Семейное положение: замужем, сын.


Роза Зубкова

Роза Карловна, охотно ли идут в область социальной защиты молодые специалисты? Как показывает Ваша практика, что чаще всего привлекает, а что отталкивает молодых людей?

Мне кажется, все зависит от индивидуальных качеств человека. У меня есть примеры, когда молодёжь идёт сюда с большим удовольствием. Это, как правило, наиболее сострадательные люди, которые проникнуты участием, жалостью к людям и стремлением помочь. Стоит отметить одну особенность – если человек пришел в эту область и задержался на год или на два, он, как правило, остается здесь на продолжительное время или даже на всю жизнь. Хотя работа эта непростая. Ведь она по своей специфике сопряжена с негативом – постоянно приходится заниматься проблемами людей, наблюдать их горе, бедность, болезни. Если у социального работника не будет тех особых качеств, сочувствия и понимания, он не сможет работать. И человек не впишется в эту среду, и сам не будет испытывать никакого удовлетворения от работы.

Как вы можете охарактеризовать социально защищенного человека?

Социально защищен человек, который самодостаточен в том, чтобы мочь организовать свой образ жизни и не быть зависимым ни от государства, ни от кого-либо еще. Я думаю, что система соцзащиты и должна заниматься воспитанием такой самодостаточности в людях. Необходимо отходить от социалистических принципов, когда государство и общество чем-то обязаны отдельно взятому человеку. Необходимо работать над формированием осознания того, что человек сам может и должен позаботиться о себе, своей семье, своих детях и престарелых родителях.

Каковы наиболее острые проблемы в сфере социальной защиты на сегодня?

Наличие безработицы. Если в семье нет источников средств к существованию, она автоматически попадает в категорию малоимущих. Чаще всего нам приходится сталкиваться именно с этой проблемой. Вообще, к нам обращаются за разной помощью – начиная от пособия по рождению ребенка, заканчивая пособием на погребение. Мы работаем с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и военнослужащими из «горячих точек». Бывают и экстремальные ситуации – пожары или другие несчастные случаи. Спектр нашей деятельности широк и распространяется на людей, которые в силу каких-либо обстоятельств – нетрудоспособности, возраста или чего-то другого – не могут самостоятельно решить свои проблемы.

Вы затронули тему семьи. Как бы вы обозначили наиболее острые проблемы семей на сегодняшний день? Это нищета, пьянство или что-то другое?

Действительно, в любой стране семья – ячейка общества. Она закладывает в человеке все основы. К сожалению, мы опять возвращаемся к той проблеме, когда родители не могут по разным причинам трудоустроиться. Хотя сейчас, по-моему, работу найти не очень сложно – очень востребованы рабочие профессии, младший технический персонал. Нужно стремиться найти работу. Кроме того, больше всего внимания нужно уделять молодому поколению. Должны заработать программы по их трудоустройству после окончания школ, институтов.

Следует ли совершенствовать систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних? Какие недочеты Вы в ней видите сейчас?

Во-первых, нужна большая, чем сейчас, координация всех ведомств, которые занимаются этой проблемой. Во-вторых, занятость детей: должны работать детские клубы, кружки. Надо максимально охватить всех детей – и из благополучных, и из проблемных семей. Дети не должны быть предоставлены сами себе, и праздно шататься по дворам, подъездам. На это должны быть направлены усилия всех взрослых людей. Ведь все мы, по большому счету, родители.

Роза Карловна, а как вы работаете с малоимущими детьми летом? Какие программы, направленные на них, действуют в это время года?

Да, летом с детьми приходится работать более активно. Например, у нас открылось новое государственное учреждение, в котором на базе оздоровительного санатория «Тесь» летом будут проживать дети из малоимущих семей. По федеральной программе текущим летом мы направим десять малоимущих ребятишек в «Орлёнок». Конечно же, этого недостаточно. При таком подходе нам удается охватить лишь 20-30% от общего количества малоимущих детей. На летний период по инициативе губернатора также создаются студенческие отряды. Их задача – максимально убрать детей с улицы. Подтолкнуть их к тому, чтобы они своим трудом помогали людям и обществу и одновременно получали деньги за свой труд. Материальная заинтересованность в этом деле необходима.

А спонсоры вам помогают? Как часто это происходит?

Спонсоры помогают. (Улыбается). Чаще деньги направляются на места в органы местного самоуправления. А еще чаще – оказывается адресная помощь той или другой семье. Но, к сожалению, таких явлений недостаточно. Работники нашей сферы ко Дню защиты детей и другим мероприятиям обращаются к предпринимателям индивидуально, пишут письма тем, кто мог бы в чем-то помочь. Порой состоятельные люди откликаются. Вполне вероятно, что мы сами недорабатываем по этому направлению. Может быть, людям, которые оказали спонсорскую помощь, нужна какая-то реклама. Но опять же, возникает философский вопрос – разве нуждается доброта в рекламе?

Обмениваетесь ли вы опытом с другими регионами страны, с зарубежными коллегами? Что в их опыте, на Ваш взгляд, заслуживает внимания?

Зарубежный опыт, в основном, выражается в обмене литературой с иностранными коллегами. Вообще у них мы можем перенять много полезного, поскольку за рубежом система социальной защиты населения очень развита. Мне приходилось в порядке обмена опытом бывать в Финляндии и Германии. Они работают со всеми категориями людей, в том числе и с алкоголиками, которым выплачивают денежные пособия. В этих странах производится высококачественная протезная продукция для реабилитации инвалидов. Выстроена сеть всевозможных учреждений стационарного или полустационарного типа для пожилых людей, насчитывается большое количество реабилитационных учреждений. У нас, безусловно, сделано уже очень много, но предстоит сделать еще больше. А с коллегами по Российской Федерации мы часто общаемся на совещаниях, семинарах, да и просто обмениваемся телефонными звонками.

В связи с состоявшимся объединением Красноярского края, каким образом ваше управление будет сотрудничать с Таймыром и Эвенкией?

В области информационного обеспечения и компьютерных технологий с Таймыром мы общение и не прекращали. С Эвенкией больше сотрудничали по части размещения нуждающихся в домах-интернатах, договаривались с транспортными поставками. То есть мы никогда не работали абсолютно автономно, ни в то время, когда были единым краем, ни после получениями округами суверенитета. Сейчас сотрудничество будет плотнее, поскольку мы получим единый бюджет и единые социальные стандарты.

Расскажите о своей семье?

У меня есть взрослый сын. Он работает в системе Пенсионного фонда. Муж трудится в системе питания и по роду своей деятельности иногда оказывает нуждающимся благотворительную помощь.

Чем Вы занимаетесь в выходные? Есть ли у вас хобби?

Да, выходные дни, к счастью, иногда бывают. И я, наверное, нисколько не оригинальна в своих пристрастиях – стараюсь как можно чаще быть на свежем воздухе, на природе – во время отдыха это для меня превыше всего и идет даже в ущерб домашней работе. (Смеется).

Какие мероприятия запланированы в управлении ко Дню социального работника, который отмечается 8 июня?

В нашем управлении состоится торжественное собрание, где мы поздравим всех сотрудников. Кроме того, два социальных работника из Красноярского края – руководители Геронтологического центра «Уют» и Центра срочной социальной помощи – отправятся в Москву на торжественную встречу, посвященную этому дню. Отмечу, что в краевой системе органов социальной защиты населения на сегодняшний день трудятся около 18 тысяч специалистов.

Что бы Вы пожелали свои коллегам в этот день?

Коллегам хотелось бы пожелать, чтобы наши усилия не пропадали даром, а отзывались в сердцах тех людей, на кого они направлены. И чтобы экономика позволяла сделать для них как можно больше. Нам всем – терпения, понимания, надежды на то, что труд социального работника будет нужен как можно меньшему количеству людей, и будет касаться лишь духовной жизни человека.

 

Беседовала Наталья Попова

Рекомендуем почитать