Главная
>
Статьи
>
Олег Исянов: «По большому счёту, профсоюзы – вне политики»

Олег Исянов: «По большому счёту, профсоюзы – вне политики»

29.11.2005
0

Председатель краевой федерации профсоюзов


9 декабря исполнится ровно полгода с того момента, как краевой федерацией профсоюзов стал руководить Олег Исянов. В Красноярском крае в профсоюзных организациях работает около 470 тысяч человек, занятых приблизительно в 20 отраслях. Ни один важнейший вопрос, будь то формирование бюджета на будущий год или изменение в тарифной политике государства, не обходится без участия профсоюзов. О том, каковы первые итоги полугодовой деятельности нового руководителя, какие проблемы сегодня существуют у профсоюзного движения, где обучают профсоюзных специалистов и каковы перспективы развития этой организации в крае мы разговариваем с главой федерации профсоюзов края Олегом Исяновым.

Олег Исянов

Насколько я знаю, вы в свое время работали на заводе резинотехнических изделий, а основную часть своей рабочей жизни отдали угольной промышленности. Почему вы затем выбрали именно профсоюзы и решили двигаться по этой линии?

Наверное, сказался склад характера. С детства во мне воспиталось чувство справедливости, постоянное желание изменить жизнь к лучшему.

Я думаю, что людям нашего поколения в какой-то мере повезло, что мы жили в то время, когда страна находилась в стадии развитого социализма, когда была достаточно устойчивая ситуация в экономике, в целом стабильность в государстве. На период моего взросления как раз пришлось время начала перестройки. Теперь у нас есть возможность сравнивать то, что было, и то, что мы имеем сегодня.

Значение профсоюзов в последнее время, на ваш взгляд, увеличивается или падает?

Роль профсоюзов сейчас очень важна и очень серьезна. Потому что у человека практически нет защитных механизмов против так называемых динамичных изменений в экономике, когда трудовое законодательство предоставляет, прямо скажем, немного прав наемному работнику. Но сейчас получилось так, что и Закон о профсоюзах, и Трудовой кодекс отнял у самих профсоюзов многие защитные механизмы.

Роль профсоюзов в последнее время пытаются принизить, навязывая людям мнение, что они не нужны.

В настоящее время из законов ушло очень много важных моментов, что тоже ослабило в какой-то мере позиции профсоюза. Например, при массовом сокращении теперь не обязательно согласие профсоюза, а коллективный договор, который готовят профсоюзы, сегодня распространяется на всех работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

Это те нормы, которые подрывают авторитет и доверие к профсоюзам.

Отмечу, что во всем мире, в странах любых форм устройства экономики, профсоюзы существуют и развиваются, потому что сама жизнь заставляет людей этим заниматься.

Могли бы вы назвать какое-либо из последних политических решений, про которое можно с уверенностью сказать, что без участия профсоюзов оно бы не состоялось?

По большому счету, профсоюзы – вне политики. Но, например, сейчас государство говорит о повышении зарплаты работникам бюджетных отраслей только благодаря тому, что активную позицию в этом вопросе занимают профсоюзы. Сейчас идет обсуждение в Законодательном собрании бюджета 2006 года, в котором закладывается трехэтапное повышение зарплаты бюджетникам, при этом мы вышли с предложением повысить ее полностью с 1 января, а не в три этапа.

Однако наша экономика и промышленность больше чем наполовину находятся в частных руках. Поэтому в каждом промышленном предприятии и организации есть свой отраслевой профсоюз, который пытается решать проблемы не на общекраевом уровне, а в рамках своего предприятия. Их методы, может быть, и не получают широкой огласки, как в случае с бюджетниками, но довольно-таки действенны.

Тут все зависит от того, как активно тот или иной профсоюз занимается проблемами своей отрасли. В качестве примера могу привести профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, который занимает очень активную позицию. В отрасли сейчас идет реформирование, многие когда-то крупные предприятия ЖКХ распадаются на множество более мелких. Поэтому там проведена огромная работа, созданы первичные профсоюзные организации практически в каждой мелкой структуре.

Вы привели сейчас положительный пример работы профсоюза. А вот работникам какой отрасли сегодня, на ваш взгляд, приходится наиболее худо?

Я бы отметил две отрасли, профсоюзы которых сейчас, к сожалению, находятся в плачевном состоянии. Прежде всего, это агропромышленный комплекс. Наше сельское хозяйство практически развалено, попытка сделать его частным фермерским пока не удалась. Когда-то большой профсоюз агропромышленного комплекса сегодня стал очень малочислен. Сейчас проводятся совместные мероприятия по созданию первичек в районах и сельских территориях.

Второй проблемный профсоюз – это профсоюз лесного комплекса. Ситуация тут, мягко говоря, не очень хорошая – лесопереработка снизила объемы, многие леспромхозы развалились. Думаю, что в 2006 году мы разработаем план совместных мероприятий по реанимации профсоюзных организаций отрасли.

Вообще сколько у нас в крае профсоюзных организаций и членов профсоюзов?

Количество членов профсоюза у нас где-то в районе 470 тысяч человек, занятых приблизительно в 20 отраслях. 4 бюджетных отрасли, остальные – промышленные.

Численность увеличивается или уменьшается, по сравнению с прошлыми годами?

Динамика численности находится где-то на одном месте. В нескольких отраслях есть некоторая тенденция к снижению. В основном в тех, где происходит реорганизация крупных предприятий за счет образования нескольких мелких.

В каждом таком маленьком предприятии необходимо заново создавать первичную профсоюзную организацию, а это сказывается на численности членов профсоюза.

Вот в профсоюзе народного образования, наоборот, увеличивается численность. Причина в том, что бюджетные отрасли не подверглись еще никакой реорганизации и реструктуризации и находятся пока в том состоянии, в каком и были. Там сохраняется единоначалие и централизация.

Я представляю, насколько сложно руководить таким большим числом людей. Тем более, что каждая отрасль, наверное, пытается «тянуть одеяло на себя». Как вам удается выстраивать отношения с отраслевиками, чтобы не получилось так, как в басне «Лебедь, рак и щука»?

Вы правы, имея в своем активе 20 отраслей, каждая из которых со своей спецификой, невозможно на 100% исключить все возникающие противоречия. Это надо воспринимать как должное. Но у нас есть юридические документы, которые позволяют регулировать все эти процессы и сглаживать острые углы. Это краевое и городское трехсторонние соглашения на уровне Совета Федерации профсоюзов, краевой администрации и союза работодателей. Мы прописываем в них вопросы, которые позволяют регулировать процессы социально-трудовых отношений в рамках социального партнёрства.

А внутри трехсторонней комиссии бывают разногласия?

По большому счету, три стороны социального партнерства имеют в чем-то общие цели и задачи. Если говорить о профсоюзах, то их задачами является стабильная работа членов профсоюза, достойная заработная плата и повышение жизненного уровня. Задачи исполнительной власти – стабильная социальная обстановка на территории, хороший доход населения и отсутствие каких-то потрясений. Здесь у нас, как видите, общие приоритеты.

Есть еще и сторона работодателей. Цель любого работодателя, собственника – это получение прибыли. У нас с ними общая задача в том, что если у предприятия больше прибыли, то больше возможностей увеличивать заработную плату и предоставлять дополнительные социальные льготы. При этом исполнительная власть также заинтересована в прибыльной работе предприятия, поскольку прибыльная компания платит больше налогов. По большинству вопросов с исполнительной властью мы даже где-то большие союзники, нежели с работодателями.

Противоречие возникает тогда, когда исполнительная власть выступает в роли работодателя при решении вопросов с бюджетниками. Если в работе с промышленными предприятиями мы с администрацией абсолютные союзники, то в заработной плате бюджетников исполнительная власть выступает работодателем, и поэтому с ними приходится где-то обострять отношения.

Причем, вступая в дискуссию с администрацией и внося свои предложения, необходимо иметь свою аргументированную позицию. Идя на переговоры по заработной плате, по социальным гарантиям, надо четко представлять, что ты просишь, и есть ли на это возможности. Можно, конечно, занять позицию – «я хочу вот столько, и меня не интересует, где ты это возьмешь», но это совершенно неправильно.

Качество подготовки профсоюзных работников на сегодняшний день улучшилось или ухудшилось?

Если говорить о председателях краевых комитетов – это самодостаточные и квалифицированные специалисты, знающие и понимающие свою работу. Сейчас мы делаем акцент на обучение председателей первичных профсоюзных организаций, есть обучающие программы по подготовке вновь избранных председателей профкомов, и по повышению квалификации тех, кто был ранее избран председателем.

Сейчас любой председатель профкома должен в себе сочетать несколько серьезных качеств: быть психологом – чтобы уметь разговаривать с людьми, быть и специалистом в области экономики – уметь правильно считать, он должен быть и юристом, и дипломатом, чтобы уметь вести переговоры. Если человек имеет такие качества, ему будет проще работать в этой должности.

А много в крае профсоюзных обучающих центров?

В Красноярском крае один центр обучения профсоюзов. Он находится в Красноярске. Считаю, что пока этого вполне достаточно. Особенно, если учесть то, что наши специалисты совместно со специалистами учебного центра проводят и выездные семинары. В этом смысле работа выстроена.

Расскажите, как вы делитесь опытом с другими территориями?

На уровне субъектов федерации у нас есть ассоциация «Объединение профсоюзов Сибирского Федерального Округа», куда входят такие крупные территории как Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская, Томская, Иркутская области. Мы периодически собираемся и обмениваемся опытом, проблемами. Недавно в Кемеровской области прошло очередное заседание ассоциации, там рассматривался, в том числе, и опыт кемеровчан в области социального партнерства.

В будущем у нас могут появиться какие-нибудь новые профсоюзные организации?

Конечно, могут. Это абсолютно нормальная динамика. В ближайшем будущем, по всей видимости, в Красноярском крае и в Красноярске появится новый профсоюз – профсоюз работников физкультурно-оздоровительных учреждений.

Вы проработали на посту председателя практически полгода. Понимаю, что срок еще небольшой, но все-таки, вам уже есть, чем похвастаться?

На мой взгляд, удалось выстроить конструктивные отношения с исполнительной властью. Уже был проведен ряд совместных серьезных мероприятий по выравниванию социальной обстановки на разных территориях, где мы решали достаточно непростые проблемы – и погашение задолженности по заработной плате, и массовые сокращения на некоторых предприятиях.

Предстоит сделать еще очень многое. Сейчас мы готовим серьезный документ – проект нового городского трехстороннего соглашения. Мы занимаемся и участвуем в процессе формирования краевого бюджета на 2006 год, в частности, высказываем свои позиции по поводу повышения тарифов на ЖКУ.

А чем любите заниматься в свободное от работы время?

Я с удовольствием занимаюсь спортом – играю в футбол, настольный теннис, катаюсь на коньках и лыжах.

Знаю, недавно вы проводили профсоюзную спартакиаду...

Недавно как раз прошли заключительные соревнования – по боулингу. По условию соревнований, в боулинге выступали руководители крайкомов.

На будущий год мы обязательно будем проводить такую же спартакиаду, может быть, расширим в ней список видов спорта. Когда я еще работал на Березовском угольном разрезе, мы возродили спартакиаду среди предприятий красноярской угольной компании, которая проводится до сих пор. Я спорт люблю, уважаю и с удовольствием им занимаюсь.

 

Беседовал Дмитрий Костюнин

Рекомендуем почитать