Главная
>
Статьи
>
Михаил Черников: «Переучивать никого не собираюсь»

Михаил Черников: «Переучивать никого не собираюсь»

03.07.2006
1

Начальник управления ГИБДД ГУВД Красноярского края


Михаил Черников

Для столь ответственного поста он непривычно молод и смешлив. Любит сладкое, семью и спорт. Не курит, увлекается историей и надеется переделать систему. Возможно, это ему удастся, ибо новый начальник краевого управления ГИБДД 32-летний Михаил Черников знает службу не понаслышке.

Он прослужил в милиции более десяти лет, начав с «земли» как инспектор ГАИ УВД Ачинска. За эти годы побывал на различных должностях, в том числе заместителя начальника УВД города сначала по кадровым вопросам, последние три года – по линии милиции общественной безопасности. Имеет два высших образования – инженерно-строительное и юридическое. Месяц назад возглавил УГИБДД края.

Михаил Юрьевич, вы держите в кабинете гири?!

Привычка, хотя профессиональный гиревой спорт уже в прошлом. Был чемпионом, профессионально последний раз выступал в 1994 году в Риге. (Черников - мастер спорта СССР по гирям и КМС по дзю-до).

Удается заниматься или просто пыль стираете?

Пока не удается. Вот сейчас вы уйдете, а мне еще надо закончить дела. Хотя я очень люблю заниматься физкультурой, если есть возможность, занимаюсь трижды в неделю. Вчера вечером, допустим, проехал десять километров на велосипеде по правому берегу.

И как долго длится ваш обычный рабочий день?

С восьми утра, за этот месяц раньше десяти вечера уходить еще не удавалось. Впрочем, и в Ачинске было также. Режим не очень-то изменился, единственное – теперь приходится работать и в выходные. Там работа была по-своему отлажена, а здесь все еще только начинается. Правда, пока семья находится в Ачинске, мне проще. Думаю, жена и дети переедут сюда в ближайшие месяц-два, как только разрешится вопрос с жильем.

Не жалеете?

Сейчас поздно жалеть, да и нечего. Единственное, чего мне может не хватать – это мест, где я родился и вырос, и родителей – родители для меня святое. В остальном же, если жалеть о прошлом – не будет будущего.

Что касается прошлого – у вас в семье были милиционеры?

Нет, никого – отец электрослесарь, мама инженер. А я с детства мечтал быть оперуполномоченным. Шел целенаправленно в уголовный розыск, но меня, как дипломированного инженера-дорожника, отправили госавтоинспектором по дорожному надзору. В итоге так им и остался. Моя мечта сбылась, но я не хочу, ни при каких условиях, чтобы в милиции работали мои дети. Хватит того, что мы с женой Леной милиционеры.

Тогда скажите, как инженер-дорожник, что вы думаете о ситуации на городских дорогах

Уже готов и утвержден Александром Горовым план по реорганизации движения в Красноярске, сейчас идет разработка по основным проблемным точкам. Самым эффективным решением, конечно, будет расширить проезжую часть, но у нас нет такой возможности, особенно в исторической части города. Значит, надо менять организацию движения в части знаковой информации, переносов «карманов» для автобусов. Возможно, изменение движения коснется Коммунального моста, где планируется сделать реверсивную полосу посередине четырехполосного движения – это регулирование движения методом своеобразного разделения по времени. Обычно по утрам люди едут по мосту на левый, вечером – на правый берег. Реверсивную полосу будут открывать только для проезда машин в одну сторону поочередно. Вообще есть много наметок, чтобы сократить количество пробок и заторов.

Как скоро у нас может настать критическая ситуация?

Пока справляемся, но вот-вот центр города может встать в пробках. В крае ежегодно количество транспорта увеличивается на 8%, сегодня у нас 736 тыс. транспортных средств, 238 тыс. из них в зарегистрировано Красноярске.

В таком случае, есть необходимость увеличивать штат…

У нас нет и 50% личного состава, положенного по регламентирующим документам в зависимости от количества транспорта, протяженности дорог, численности населения. По этим параметрам, у нас должно быть 5021 инспектор, а сейчас 2496. В основном их финансирование ложится на краевой бюджет, который сегодня не в силах потянуть содержание еще примерно двух тысяч сотрудников, которым к тому же надо оборудовать рабочие места, приобрести спецтехнику и прочее. На содержание одного сотрудника в год требуется минимум 300 тыс. рублей, значит, в целом минимальная сумма выльется в 600 миллионов.

Кстати как, вас принял новый коллектив?

Нормально, с большинством членов коллектива мы были знакомы раньше. Коллектив вполне работоспособный.

Но вы – «новая метла» со всеми вытекающими последствиями.

Думаю, те, кто не сможет работать в творческом, инициативном режиме, принимать соответствующие управленческие решения, отсеются сами. Переучивать никого не собираюсь, все взрослые люди, и прекрасно понимают, кто как в действительности работает. Никаких нововведений я не планирую, просто мы должны сегодня думать о том, каким образом помочь населению и участникам дорожного движения. Но я один никогда ничего не сделаю.

Конечно, можно достичь быстрого скачка показателей за счет деспотии, но этот эффект быстропроходящий. Через год-два все морально и физически устанут, и станет еще хуже.

То есть будете воздействовать не расстрелом, но рублем?

Знаете, я скажу как руководитель со стажем – личный состав рублем не задушишь! (Смеется). Примеров тому куча. Посади человека на минимальный оклад, и он просто не будет работать.

Система уже есть или вы собираетесь ее создать?

Думаю, ее создам не я, а все. Для того, чтобы начинать создавать, надо разрушить то, что было, а я не собираюсь это делать. Оно само по себе придет, а если нет – значит, я был в чем-то неправ. Значит, придет другой руководитель и сделает по-своему.

И вас не задевает возможность оказаться неправым?

Я легко это воспринимаю, и, если в чем-то неправ, всегда стараюсь это осознать, принять и должным образом отреагировать. Но если это не конструктивная критика, а, извините, наглость, то можно получить по полной…

Вообще-то я не подарок, но больше всего не терплю, когда обманывают и предают. Лучше приди и скажи прямо, мне это будет приятно, но не говори за глаза – все равно же узнаю!

Скажите, как бывший кадровик, насколько легко уволить нерадивого сотрудника, который не хочет отсеиваться сам?

Знаете, легко, если знать, как правильно применить законодательные документы. У нас бывший начальник Ачинского УВД Сергей Сухотин враз сделал некомплект 98 единиц, при этом управление за год – за год! - улучшило раскрываемость почти в два раза – с 37% до 64%.

У каждого свои методы руководства, вообще история с античных времен до настоящего времени не дает ответа о наиболее эффективной системе правления, каждая имеет свои недостатки. Никто еще не ответил с уверенностью, что же наверняка лучше – деспотия, демократия, или смешанная форма правления.

И вы не ответите?..

И я. Но спрогнозировать будущее легко, особенно зная прошлое.

Тогда поделитесь планами на ближайшее будущее

В первую очередь – за полгода победить очереди в регистрационно-экзаменационных отделах (РЭО), хотя бы на каком-то участке, систематизировать их работу. Сегодня в РЭО огромнейшие очереди, фактически люди занимают ее с ночи, чтобы снять или поставить на учет транспортное средство. Есть кое-какие задумки, требующие вложений, их надо опробовать на одном участке.

Второе – выставить жесткие препятствия на пути поборов. Это процесс уже не полугодичный, и дай Бог мне хватит времени. Опять же это вопрос не моего желания, а работы системы, а как ее сделать – это вопрос. Например, нужен жесткий кадровый отбор. Может, Москва каким-то образом поможет перевести контроль за дорожным движением на электронные пульты управления и наблюдения, что исключит непосредственные взаимоотношения водителя и инспектора ДПС. А заодно и повысит ответственность владельца транспортных средств.

Вы же сами с «земли», можно ли реально что-то сделать с очередями и взятками?

Сегодня в городе шесть пунктов РЭО, 1 июля открылся седьмой. Это вполне реальный, хотя и небольшой шаг вперед. Конечно, даже в случае отлаженной и систематизированной работы их может не хватить по количеству. Ответить, сколько их в идеале надо, пока не могу, ибо еще нет системы, позволяющей максимально сокращать время регистрационных и других процедур. И вряд ли РЭО станет меньше, поскольку покупательская способность населения возросла, люди меняют машину раз в один-два года. Что касается пультов централизованного управления, в Красноярске есть 17 точек в местах массового скопления людей, оборудованных камерами. Можно их привязать к улицам, но это будет лишь давать общую картину, никак не помогая регулировать перекресток. Пока нет целевой программы, куда было бы заложено финансирование подобных пультов, позволяющих оператору видеть, скажем, на 20 мониторах ситуацию на проблемных перекрестках, изменять режим работы светофоров, и прочее. Надеюсь, совместно с краевой администрацией мы сможем что-нибудь предпринять, иначе Красноярск ждет ситуация Москвы, когда в час пик город стоит в многочасовых пробках.

Сегодня градостроительный кодекс исключил согласование с органами ГИБДД строительства торговых объектов, в то время как в Красноярске ведется активное строительство, а стоянок для автомобилей нет…

Экономическое развитие города идет быстрыми темпами, но мне непонятно, как можно думать об успешности бизнеса и не предусмотреть возможность для размещения транспорта клиентов. В центре города нет возможности для строительства как подземных, так и надземных стоянок. Со временем станет легче, поскольку новостройки выносят на Взлетку.

Отсутствие стоянок влияет на количество угонов?

Да, но дело не только в этом. Сегодня люди совершенно не заботятся о своем имуществе, бросая транспорт без присмотра. У нас система эвакуаторов слабо работает, в Москве она отлажена, если кто бросает машину не на стоянке, забирают очень быстро.

У нас же каждый день заявляют по 8-10 угонов – в основном несерьезных. Из них лишь один действительно совершается для того, чтобы обогатиться, остальное – не кражи, а угоны, для баловства, из-за легкой доступности.

Я считаю, требуется упорядочить систему сохранности имущества, поскольку согласно гражданскому законодательству транспортное средство – такой же источник повышенной опасности, как и оружие. Однако оружие люди хранят в сейфе, по всем правилам, а транспорт бросают, где попало.

И добавляют вам головной боли…

Головиной боли вообще предостаточно – это и преступления, связанные с завладением транспорта, и рост количества ДТП. Водители не обладают нужной реакцией. Если раньше по ГОСТу на срабатывание реакции водителя на экстремальную ситуацию отводилось 1,2 секунды, сейчас нормативы надо пересматривать, поскольку водители совершенно не способны среагировать за это время. Сейчас надо ставить секунд пять (Смеется). И тяжесть ДТП по России возрастает, сейчас в крае практически каждый день погибает по 5-8 человек в крае, более 30 пострадавших.

Помогут ли ужесточения правил приема экзаменов?

Думаю, следует ужесточить не правила приема, а ответственность. Если вместо десяти экзаменационных вопросов сделать двадцать, это ничего не изменит, ограничения по скоростному режиму на дорогах затруднят движение. А усиление ответственности махом воспитывает. Например, раньше за отсутствие регистрации в течение пяти суток и номерных знаков штраф был 50 рублей, а сейчас – 2,5 тысячи рублей штраф и лишение прав.

То есть самый эффективный способ наказания – рубль?

Неоднократно замечено – там, где усилили ответственность, порядка автоматически становится больше. Как известно, русские люди любят быстро ездить и много пить. Ну лишили прав пьяного водителя, и что? Снова сел и поехал. Лишай хоть пожизненно. Помните, в мае на дивногорской трассе погиб участковый Андрей Воробьев и еще несколько человек? Виновный в аварии водитель, который также погиб, был до этого 12 раз пойман управление транспортом нетрезвом виде.

Если сделать штраф в 50 тыс. рублей, станет значительно легче. Если доказано в суде и вынесено постановление суда о взыскании, то выплата, если нет денег – исправработы для возмещения ущерба. Или опись имущества, например, того же транспортного средства. К слову, за смерть в ДТП сегодня самое тяжелое наказание – это лишение свободы с проживанием в колонии-поселении, ничего жестче нет. А если нет наказания – нет ответственности. На моей памяти в октябре 1995 года было страшное дорожное происшествие в Ачинске, в котором погибло шесть человек, из них двое трехлетних детей и один грудной младенец. Виновный получил 12 лет лишения свободы, через три года вышел по амнистии.

Вы пришли на пост как раз накануне больших городских праздников – Дня города, Дня России. Как считаете, справились ли ваши подчиненные?

Днем справлялись неплохо, крупных пробок не было, да и красноярцы вняли просьбам и не стремились въехать в центр города на личном транспорте. А вечером в инспекторах практически не было необходимости, потому что движение просто встало (Смеется). Перед началом и во время праздничного салюта полностью прекратилось движение на Коммунальном мосту, поскольку народ занимал «зрительные места» - останавливался, выходил из машин, поднимал капот, делая вид, что машина «закипела», включал аварийные сигналы. Ни инспекторы, ни регулировщики ничего не могли сделать.

У нас в городе достаточно много велосипедистов, однако их передвижение никак не организовано. Назреет ли у нас пиковая «велосипедная» ситуация?

Нет, вряд ли. Как массовое средство передвижения, велосипед не приемлем для сибирского региона. К тому же, чтобы в Красноярске строить велосипедные дорожки, нужно учесть количество велосипедистов и ограничить движение автомобилей, но этого никто делать не станет. В Европе целесообразно ездить на велосипедах круглый год, там движение автотранспорта ограничено по экологическим соображениям, и за езду на машине по центру города взимаются большие налоги. Думаю, наши велосипедисты так и не станут одними из основных участников дорожного движения.

Напомню, в мае, при официальном вступлении в должность, Михаил Черников отметил, что в 2007 году УГИБДД Красноярского края войдет в число управлений 20 субъектов федерации, получающих финансирование согласно федеральной целевой программе по безопасности дорожного движения. Кроме того, в рамках краевой целевой программы запланировано до 2015 года в полтора раза снизить количество ДТП, ежегодно на 10-15% снижать аварийность и на 10-12% – количество погибших на дорогах.

 

Беседовала Надежда Новикова

Рекомендуем почитать