Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Черная металлургия: потенциал роста

Черная металлургия: потенциал роста

19.08.2003
4

Существует достаточно расхожее мнение о том, что в российских условиях наиболее рентабельным производством является топливно-энергетический комплекс. И действительно, львиную долю валютной выручки в стране дает именно ТЭК. Однако последние статистические данные, опубликованные Минэкономразвития в середине августа текущего года, говорят о несколько другом раскладе в российской промышленности.

В частности, в первом полугодии 2003 года наиболее рентабельными оказались газовая отрасль (53,5%), цветная (37,0%) и черная металлургия (27,7%). Рентабельность нефтеперерабатывающих предприятий составила всего 18,4%, энергетики -- 18,3%, а нефтедобычи – 14,9%. При этом бесспорным рекордсменом по росту рентабельности за отчетный период стала черная металлургия (17,1%).

Приоритетная отрасль

Кому-то может показаться неожиданным, что черная металлургия является более выгодным бизнесом, чем нефтяная отрасль. Но здесь нет ничего странного. С одной стороны, начиная с первых пятилеток, она рассматривалась в СССР как приоритетная отрасль народного хозяйства, и на ее развитие выделялись значительные денежные и материальные ресурсы. В результате такой политики к концу 80-х годов прошедшего столетия, Советский Союз стал ежегодно выпускать более 160 миллионов тонн стали (на долю РСФСР приходилось до 90 млн. тонн). Это выводило союзное государство в группу мировых лидеров в металлургической отрасли. Хотя после распада Советского Союза и произошел кризис в черной металлургии, но уже к концу 2002 года уровень ее производства по отношению к 1990 году превысил 80%.

С другой стороны, главной причиной успеха отечественных сталеваров стала низкая себестоимость производства, а соответственно возникло конкурентное преимущество перед зарубежными производителями. Оно основано на двух факторах, низкой отраслевой заработной плате и льготных энерготарифах. В частности, средняя часовая зарплата российского сталевара составляет менее одного американского доллара. Для сравнения, в США или Германии работник за час получает 18, а в Японии 21 доллар.

Схожую ситуацию мы наблюдаем и с энергетической составляющей в себестоимости. Российские энерготарифы в 2-3 раза меньше, чем у зарубежных производителей.

В целом же черная металлургия сегодня играет важную роль в экономике страны. На нее приходится более 1% ВВП, 0,7% рабочей силы и 12% общего объема экспорта, а также 6,5% налоговых поступлений промышленности. Если говорить более конкретно, то основу отечественной отрасли составляют 9 крупных комбинатов («Магнитогорский МК», «Северосталь», «Новолипецкий МК», «Западно-Сибирский МК», «Нижнетагильский МК», «Кузнецкий МК», «Мечел», «Носта» и «Оскольский МК»). На них приходится до 94% всей выпускаемой продукции.

(картинка с http://art.metalinfo.ru/roll_all/0016.jpg)

Низкий передел

Если говорить о техническом уровне производства, то у нас имеются достаточно серьезные проблемы. Так, уровень износа основных производственных фондов предприятий составляет 53,5%, в том числе зданий - 32%, сооружений - 57,4%, машин и оборудования - 64,5 процента. В результате этого многие качественные характеристики российской металлопродукции достигаются устаревшими технологиями, что не только не способствует ресурсосбережению, но и не позволяет производить продукцию более высокого металлургического передела.

Это приводит к тому, что в России, в основном, производится продукция с низкой добавленной стоимостью. Фактически можно говорить о сырьевой направленности российской металлургии. Мы поставляем на Запад сырье для последующего металлургического передела. Это, в большей мере, относится не к горячекатаной стали и холодному прокату (хотя и они фактически также является сырьем), а к чугуну.

Именно благодаря таким тенденциям Россия уже несколько лет подряд занимает третье место по экспорту и производству чугуна. А его производство, как известно, одно из самых энергоемких и экологически «грязных». Поэтому зарубежные промышленники предпочитаю покупать его, чем производить у себя.

Ломовая проблема

Нельзя не остановиться и на сырьевых проблемах отечественной металлургии. В настоящее время достаточно острой остается проблема, связанная с ломом черных металлов. Его массовый вывоз из страны не является позитивным фактором для развития российской экономики.

Дело в том, что в себестоимость российского металлолома включаются только фактические затраты сборщика. В то же время в себестоимость этих «собранных изделий» входят дешевая российская энергия, труд и т.д. Поэтому по справедливости это ценное сырье для производства стали должно использоваться, в первую очередь, внутри России.

Сегодня же мы из металлолома выплавляем не более 30% стали, а в США, Германии или Японии – более 70%. Как ни крути, для любой, в том числе российской, металлургии металлолом является стратегическим сырьем, поэтому так важно удерживать баланс между потреблением внутри страны и экспортом.

Кроме проблем с ломом в стране начинает ощущаться нехватка железорудного сырья. Это подтверждает и последний скандал с Коршуновским горно-обогатительным комбинатом. На его примере видно, что сегодня, как правило, делят уже подготовленные к добыче месторождения. Поиск новых месторождений и подготовка к их разработке ни для кого не представляет интереса, так как для этого требуются астрономические финансовые вложения.

фото с http://www.mair.ru/images/lom5.jpg

Экспорт

Более 65% всей продукции отечественной черной металлургии экспортируется за рубеж. Для сравнения: в таких крупных экспортерах, как Бразилия, этот показатель составляет не более 28%, у Южной Кореи – 22%, Японии – 20%.

Сегодня для нашей страны ситуация с экспортом складывается неоднозначная. Нас пытаются «вытолкнуть» в сторону низших переделов металлургии. В результате под давлением развитых стран, роста цен и других факторов российский экспорт в последние годы заметно изменился по своему составу. Увеличился экспорт чугуна (в 1998 году он был в размере 2,5 млн. тонн, а в 2002 году – превысил 3,6 млн. тонн), а также полуфабрикатов (с 7,2 млн. тонн до 11,6 млн. тонн). Одновременно с этим экспорт горячекатаного проката снизился с 7,5 млн. тонн до 7,2 млн. тонн, прутков горячекатаных – с 1,3 млн. тонн до 1,0 млн. тонн. Таким образом, экспорт продукции более глубокого передела сокращается, а продукции низких переделов – увеличивается.

Региональная металлургия

В Красноярском крае черная металлургия, в общем объеме промышленного производства составляет всего около 0,4%. Этот показатель не соответствует тем возможностям, которые имеются в регионе в настоящее время.

И несмотря на то что доля черной металлургии в общем объеме регионального промышленного производства мала, в крае имеется ряд достаточно серьезных производств, которые не задействованы в полной мере. Условно их можно разделить на две группы.

В первую группу входят предприятия тяжелого машиностроения, имеющие собственные металлургические производства. Их в регионе более десятка, в том числе такие бывшие производственные объединения, как ПО «Крастяжмаш», ПО «Сибтяжмаш», Сосновоборский завод автоприцепов и т.д. Особенно интересным среди них было в свое время ПО «Крастяжмаш». В начале 90-х годов там планировалось запустить в строй корпус стального литья. С его пуском предприятие превратилось бы в крупнейшего производителя стали в Восточной Сибири. Но данный проект так и не был полностью реализован. Хотя с экономической точки зрения к его реализации имеет смысл вернуться вновь.

Вторая группа представлена таким специализированным предприятием, как ОАО «Металлургический завод «Сибэлектросталь» (основан в 1952 году). В свое время оно было гордостью не только нашего региона, но и всей страны. Таких заводов в СССР было всего четыре. И в советский период времени устроиться на работу на данное предприятие, было гораздо сложнее, чем на «Красмашзавод», где выпускалась более секретная продукция.

ОАО «Металлургический завод «Сибэлектросталь» - относительно новое производство, и до распада Советского Союза завод производил специфичную металлопродукцию, которая пользовалась устойчивым спросом внутри страны и практически не экспортировалась за ее пределы. Основу производства составлял сортовой прокат из конструкционных углеродистых и легированных марок сталей, инструментальных углеродистых, коррозионно-стойких, жаростойких и жаропрочных марок сталей, а также сплавов на основе никеля.

В период перестройки в России произошло резкое падение объемов производства в машиностроении, инструментальной промышленности, прекратилась практика государственных заказов высокотехнологичной продукции, в результате предприятие оказалось в тяжелом положении. Произошло значительное сокращение производства товарной продукции при минимальном снижении численности вспомогательного персонала. Непосильными гирями стали содержание за счет предприятия скрытой безработицы, соцкультбыта, ведомственного жилья при одновременном падении производства продукции. Рано или поздно такая государственная экономическая политика должна была разорить предприятие. Что и случилось.

29 апреля 2003 года ОАО «Металлургический завод «Сибэлектросталь» было признано банкротом, и по нему была открыта процедура конкурсного производства. В скором времени предприятия, как единого технологического комплекса, просто уже не будет.

В потенциале ОАО «Металлургический завод «Сибэлектросталь» могло бы производить прецизионные и сварочные стали и сплавы, нихромы и другие высоколегированные материалы, а также арматуру, электросварные трубы и цепи. Причем, большая часть продукции могла бы поставляться предприятиям края и близлежащих регионов. Для справки: краевая администрация в данном предприятии владеет 50,04% акций.

Думается, что в Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года необходимо учесть металлургические возможности региона. И краевым властям следует вмешаться в негативные процессы, происходящие в настоящее время в черной металлургии.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать