Главная
>
Статьи
>
Александр Покровский: «Наша профессия не любит ленивых»

Александр Покровский: «Наша профессия не любит ленивых»

04.12.2006
1

Ректор Красноярского художественного института


Александр Покровский

Преподаватели тире художники

…В кабинете ректора все заставлено картинами с сюжетами эпохи Возрождения.

Это копийные работы наших студентов, они выполнены в Эрмитаже с оригиналов, – поясняет Александр Александрович. – Профессор Владимир Николаевич Бычинский лет двадцать этому посвятил, каждый год ездит туда со студентами на практику. Единственная коллекция за Уралом, в ней больше ста работ. И многие – очень высокого уровня. Сибиряков в Эрмитаже любят. Мы же не избалованы первоклассными музеями! И для наших ребят такая поездка – настоящий творческий праздник. Выставка этих копий пользуется успехом по всему краю, сейчас ее попросили привезти в Мариинск. Очень надеюсь, что последние неприятные события в Эрмитаже не отразятся на нашем устоявшемся сотрудничестве… И мы работаем не только с питерским музеем. Графики ездят в Дом творчества «Челюскинская», керамисты – на знаменитую «Гжель». Все-таки у нас творческий вуз, и главное здесь – практика.

А вам, как художнику, управленческая рутина не мешает?

Бумажной работы, конечно, много – делопроизводство за несколько лет выросло в разы, бесконечные отчеты! Но живописью занимаюсь каждый день. И студентам в своей творческой мастерской стараюсь уделять время ежедневно, несмотря на занятость. У нас вообще все педагоги активно практикуют. Всегда делаю акцент – здесь работают художники-преподаватели. Только настоящий мастер может чему-то научить. И студенты это чувствуют и доверяют таким педагогам.

Художник не должен быть голодным

Вы преподаете почти с самого открытия института. Студенты с тех времен сильно изменились?

Раньше, наверное, в них было больше энтузиазма, а сейчас – целеустремленности. Прежде приходило немало ребят, которые очень хотели стать художниками. Они активно искали себя, стремились делать свои выставки. Сейчас таких меньше… Студент пошел более прагматичный. Он знает, ради чего сюда пришел, и требовательнее ко всему относится – к качеству обучения, преподавателям, к среде, системе ценностей. Это, конечно, хорошо. Но самое главное – чтобы у человека было собственное мироощущение, внутренний огонек. Остальное – изобразительная форма, работоспособность, стиль – на него нанизывается. Наша профессия не любит ленивых.

Недобора в вузе нет?

Нет, что вы – конкурс растет от года к году! К счастью, нам не сокращают бюджетные места. И отрадно, что молодые люди стремятся в искусство, несмотря на все очевидные трудности профессии. Художник не должен быть голодным. И речь не только о куске хлеба – творческому человеку опасно замыкаться в собственном мирке! Нужно давать молодым возможность бывать в Италии, во Франции, видеть Лувр, Эрмитаж – настоящие эталоны искусства. Чтобы сила духа укреплялась в них от каждого соприкосновением с высоким и подлинным.

А у нас в стране до обидного неоправданно невнимание власти к культуре. Как финансировалась по остаточному принципу, так все и осталось – только хуже становится… Ни системы заказов, ни грантов – находить в себе силы выживать в таких условиях очень непросто. И велик соблазн уйти в низкопробные, но отвечающие духу и потребностям общества поделки. Хотя Россия в представлении иностранцев – по-прежнему страна высокой культуры. Но как надолго?.. Загляните на выставки – когда вы видели там современные произведения, которые стали бы настоящим событием? Хотя талантливые люди, безусловно, есть. И мы стараемся утверждать в выпускниках высокий вкус, чтобы их творческие идеи способствовали развитию искусства. Но восполнит ли кто-то из них, при столь небрежном отношении государства, ряд золотых имен в красноярском искусстве, начиная с Сурикова? Большой вопрос.

Форточки не закроешь

Красноярск всегда гордился своими художественными традициями. Но нет ли здесь опасности консерватизма? Как обстоит дело с новациями?

Интересный вопрос. Обучающая школа должна быть консервативной – как фундамент, профессиональная база, дающая основы грамоты. Чтобы научиться читать, нужно знать буквы. То же самое и в музыке, и в живописи. У нас в вузе на это уходит примерно половина срока обучения. А оставшееся время студент проводит в творческих мастерских. Где основная задача руководителя – раскрыть его индивидуальные способности, увидеть в нем художника. Возможно, он и сам еще в себе этого не осознает… И, вы знаете, множество примеров, когда студенты оканчивали академическую школу, реалистическую, а работают в самых разных направлениях, в том числе и в абстрактной форме. Главное, чтобы это было профессионально. Считаю, что наш вуз дает молодым прекрасную возможность сориентироваться. Понять природу искусства, изучить ее и начать себя раскрывать. Неверно заявлять, что художник состоялся уже здесь – это станет ясно лет через 10–15. Но его предпочтения, круг интересов проявляются еще в студенчестве. Когда такое видишь, и сам зажигаешься!

Вместе с тем красноярская изобразительная школа, в отличие от других, не столь консервативна. В ней всегда ощущались тенденции современного искусства.

Чем это обоснуете?

Возможно, ее недавней историей, особенно, высшего образования. Первый ректор института Виталий Натанович Петров-Камчатский образно подметил: «Форточки не закроешь». Все равно дух современности прорывается! И при всей академичности образования стремимся, чтобы из стен вуза выходили люди, которым предстоит работать в XXI веке. Иначе отсутствие чувства времени может очень болезненно отразиться на их творческом развитии. И есть подтверждение, что мы на правильном пути. Например, в этом году на Всероссийскую молодежную выставку прошли работы двадцати наших выпускников. Двадцати! Такого мощного представительства у Красноярска не было давно. Здесь и живописцы, и графики, и керамисты.

А скульпторы?

Их работы тоже были заявлены, но, к сожалению, не получили поддержки. Что не случайно – в Красноярске очевидна проблема отсутствия хорошей скульптуры. А художнику, чтобы развиваться, необходима среда. Поэтому и скульпторов стараемся отправлять куда-нибудь на практику – им необходимо расширять свой кругозор.

Чрезмерная эклектика

Современная городская скульптура Красноярска вас не впечатляет?

Мне очень нравится идея создания художественно освоенных пространств. Каменные клетки заполонили город – все настолько плотно! Его необходимо как-то облагораживать. Но хотелось бы большего попадания в архитектурную среду. Пока, к сожалению, это редкость – сейчас больше неудачных проектов. Например, памятник детям войны. Или площадь перед театром оперы и балета – на мой взгляд, она перенасыщена. Скульптуры львов, рек, неудачная высота колонны с Аполлоном – чрезмерная эклектика./p>

Идею превратить сквер Сурикова в местный Арбат тоже не разделяете?

Опять же я поддерживаю саму идею появления такого места в городе – обустроенного, где всегда можно было бы посмотреть и приобрести настоящие произведения искусства, не ширпотреб. Нужно сокращать дистанцию между художником и зрителем! Если публика не идет в выставочные залы и галереи, искусство выходит на улицу. Но сквер Сурикова – неподходящее место для таких целей. В Красноярске и так мало зеленых зон отдыха – стоит ли лишаться еще и этого уютного сквера? Мне кажется, логичнее обустроить художественный городок в районе Стрелки – там всегда многолюдно.

Повышать планку восприятия

На ваш выбор профессии оказала воздействие ваша мама. А ваши дети пошли по стопам отца?

Оба сына окончили художественную школу им. Сурикова. Причем я их туда не отправлял – сами захотели. Но профессии себе выбрали другие. Старший, Артемий, учится на биохимика, младший, Сережа, – на филолога. Возможно, я немного и сожалел, что они не продолжили занятия живописью. Однако Врубель, например, учился на юриста. Если есть внутренняя потребность, человек обязательно обратится к искусству. Так что, кто знает? (Улыбается.) Но, самое главное, у них есть базовое художественное и музыкальное образование. А это полезно каждому.

Слушаю вас, Александр Александрович, – вы такой спокойный и уравновешенный человек! А есть что-то, в частности, в искусстве, что вызывает у вас категорическое неприятие?

Не люблю пошлость, кич, агрессию, когда людям навязывают нечто низкопробное. А этого, к сожалению, становится все больше – и не только в изобразительном искусстве. Мода на невысокий спрос, на низкую культуру потребителей – антикультура цветет пышным цветом! И в противодействии этому, кстати, – основная задача настоящего художника. Людям нужно предлагать произведения очень высокого уровня, постоянно повышать планку их восприятия. Тогда и общество наше изменится к лучшему.

 

Беседовала Елена Коновалова
фото Адрея Петрова

Рекомендуем почитать