Главная
>
Статьи
>
Пиковая интрига

Пиковая интрига

31.10.2008
2

«Пиковую даму» в Красноярском театре кукол мне удалось посмотреть еще до премьеры, на финальных прогонах. Часть костюмов была не готова, свет местами не выстроен, текст и реквизит актерами как следует не освоен. Иными словами - действо сырое и не совсем оформившееся. Но даже тогда было просто невозможно не поддаться магии происходящего на сцене. Спектакль завораживал своей образностью, метафорами, тонкостью подачи.

Подробно о постановке я уже высказалась в рецензии, повторяться не буду. Замечу только, что режиссер «Пиковой дамы» Сергей Иванников сознательно стремится ставить спектакли для семейного просмотра. Вот и его новая работа предназначена для широкой зрительской аудитории. Но, добавлю от себя - аудитории умной, думающей, не чуждой чему-то новому и доселе невиданному.

Последнее немаловажно. Сейчас вокруг спектакля развернулась какая-то необъяснимая закулисная возня. Есть у нас в городе такие «ценители», которые любят вопить о смерти театра. И делают это всякий раз, когда сталкиваются с чем-то недоступным их скудному пониманию. Так было и с некоторыми последними постановками в театре им. Пушкина. После премьер «Чайки» и «Ночи ошибок» поднялся вой, что театр умер, и его надо закрывать.

Правда, подобных «знатоков» у нас единицы, и вой этот был чисто закулисный. До широкого круга зрителей, неизменно заполняющих залы на оба спектакля, он не дошел. Но самому театру попортил немало крови. Стоит хотя бы вспомнить реакцию экс-руководителя краевого ведомства культуры Зои Благих. Она ни разу так и не удосужилась побывать на «Чайке», но не стеснялась делать публичные заявления о неоднозначности спектакля. А когда мне однажды довелось с ней на эту тему подискутировать, Зоя Борисовна в сердцах заявила, что «с вашей «Чайки» по ползала уходит, а «Маленький принц» в ТЮЗе окупился за семь показов!» (арифметическая задачка для первоклассников: сколько должен стоить билет на детский спектакль, при зале в 500 мест, чтобы окупить постановку ценой в почти 3 миллиона рублей за такое небольшое количество показов, а?)

Примерно то же самое сейчас наблюдается и в театре кукол. Правда, к счастью, в этот раз прессинг не со стороны краевого руководства - неприятие нового главного режиссера Иванникова исключительно внутрицеховое. Ругают не только «Пиковую даму», но и намеченную на нынешний сезон постановку «Тедди». Мол, это вообще безобразие, пьеса плохая, и ставить ее в театре нельзя, ату! Притом что пьеса Александра Хромова, написанная в необычном для театра жанре кибер-панк, пять лет назад вошла в пятерку лучших на престижном российском фестивале современной драматургии «Любимовка». А поставленный по ней спектакль в Кемеровском театре кукол вызвал восторг на фестивале кукольных театров «Кук-АРТ» в Питере.

Признаться, я не очень-то люблю выносить сор из избы и обсуждать подобную закулисную грязь. Но будет очень обидно, если из-за мышиной возни критиканов и злопыхателей наш театр кукол потеряет хорошего режиссера (на юбилее кукольников от одного из театров Сибири Иванникову уже сделали достойное предложение). И шанс к обновлению и развитию, который театр наконец-то получил за много лет, он вновь бездарно упустит. Ибо как бы не изощрялись наши умники, это аксиома: будет сильный художественный лидер - будет и театр. И точка.

Елена Коновалова 

Рекомендуем почитать