Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Куда развиваются Интернет-СМИ?

Куда развиваются Интернет-СМИ?

06.11.2008
1

Ответ построен на лекции исполнительного директора «Афиши Диджитал» Дмитрия Степанова об интернет-СМИ в российском интернете для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет технологий» Государственного университета управления.

Интернет, оказался исключительно привлекательным для средств массовой информации. Поэтому неудивителен тот интенсивный рост, который отличает интернет-СМИ в последние годы.

Важным показателем, который многие не используют, служит активность пользователей в Интернете (то есть время, проведенное в сети). Для России это около 13 часов в неделю. На регулярной основе интернетом пользуются около 13 миллионов пользователей ежедневно. Для сравнения любой телеканал используют около 100 миллионов человек.

Еще одной заметной тенденцией является падение темпов роста интрнет-аудитории в России. Предположительно темп роста аудитории будет увеличиваться на один-два процента в год. Также широко обсуждаемой темой является географические закономерности в распространении Интернета в России. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение интернета составляет около 40 %, в то время как в регионах — 18 %.

Рассматривая социально-демографическую картину, мы видим, что среди пользователей преобладают представители группы со средним доходом или доходом выше среднего, что особенно важно для рекламного бизнеса. Кстати, обращаясь к вопросу о прогнозах о темпах роста рекламного бизнеса следует заметить, что сейчас такие прогнозы становятся настоящей головной болью маркетологов.

Финансовый кризис не позволяет предсказать развитие рынка с достаточной степенью точности. До кризиса согласно прогнозам рекламный рынок в России должен был подрасти на 45 %. Теперь никто не может предсказать это точно. Мы, к примеру, имеем несколько альтернативных бизнес-планов для разных сценариев развития ситуации.

Анализ статистики приводит нас к определенным выводам. Во-первых, у российского Интернета огромный потенциал роста по сравнению со странами Европы, США, Японией, так как по отношению к степени проникновения Интернета в этих странах у нас проникновение Интернета достаточно скромное. Однако сами темпы роста будут уже не те, что мы помним по последним годам. Также любопытным выводом является то, что развиваться Интернет будет в сторону не охваченных групп населения: с возрастом выше среднего и, наоборот, в сторону самых маленьких пользователей. При этом будет повышаться уровень Интернет-образованности.

Тренды развития

Глобализация. Практически во всем мире первые 3—5 мест по популярности среди интернет-пользователей занимают глобальные игроки: Google, Yahoo, Microsoft, Ebay. В России ситуация уникальна — здесь Google не попадает даже в первую пятерку. Конечно, его доля растет, но все же не так быстро, как прогнозировалось.

Персонификация. Интернет — это первое медиа, которое позволяет персонифицировать пользователя - видео, аудио, новости, все то, чем он интересуется. Это, не побоюсь этого слова, революция: медиа, которое общается с вами на том языке, на котором вы хотите, чтобы оно с вами общалось, и о том, о чем вы хотели бы, чтобы оно с вами общалось. Принципиальной причиной, которая позволила такую персонификацию, является падение стоимости доставки информации. В результате, это позволило организовать полноценную обратную связь с пользователем и наладить рекомендательные сервисы. Есть такие сервисы и у нас.

Например, вы оцениваете фильмы, и на основе ваших оценок мы рекомендуем вам фильмы для просмотра. Работает подобный сервис просто: по анализу ваших оценок подбираете схожие по вкусам пользователи и, исходя из того, что вам должны понравиться те фильмы, которые нравятся им, мы выдаем вам рекомендации. Здесь есть один интересный момент, связанный с позицией медиа. Если несколько лет назад медиа должно было иметь собственную позицию, определять, что «хорошо», что «плохо», то сейчас мы можем этого не делать — сами пользователи определяют свою позицию. Причем в печатных медиа эту четкую позицию все еще приходится иметь.

Появление новых платформ. К новым платформам, в первую очередь, относятся мобильные телефоны. Конечно, сейчас доступ к сети через мобильные телефоны не так распространен, как традиционный доступ. Однако, это вопрос времени. В случае с мобильными телефонами многое зависит от форм-фактора. Например, владельцы широкоэкранных коммуникаторов выходят в Интернет с телефона чаще, нежели владельцы обычных телефонов.

Социальные сети. Еще один тренд, про который активно говорят последние год-полтора: прослеживается движение в сторону подмены социальными сетями электронной почты. Например, на Западе страница Facebook может быть открыта весь день на рабочем столе в качестве полноценного приложения. Так что социальные сети становятся прямой угрозой почтовикам.

UGC (user generated content — создаваемый пользователем контент). Сейчас активно используются сервисы, связанные с UGC. На Афише, к примеру, публикуется огромное число объявлений пользователей, что очень сильно нам помогает в поиске и описании информации. Кстати, ранее у нас работали три модератора, которые просматривали постинги, но простое размещение кнопки «Пожаловаться» около публикуемых пользователями сообщений, позволило ограничиться одним модератором. То есть, пользователи сами еще и модерируют сообщения.

Семантический WEB. Семантический WEB позволяет поисковой системе знать не только то, что существуют ссылки и страницы, но и распознавать, что именно хочет пользователь, когда набирает тот или иной запрос, распознавать различные типы контента. К примеру, набрав в Google наименование фильма в первых строках серпа, вы получите те кинотеатры, где идет фильм. Это позволяет сделать поиск более удобным и структурированным.

API и виджеты. В Интернете появляется все более сложные интерфейсы. Самый популярный, конечно, это Google.Maps, который можно использовать, чтобы сэкономить собственные время и средства.

Видео. Об этом тренде знают все, но активно использовать видео в России стали сравнительно недавно. Мы были одними из первых, кто внедрил это на своих интернет-ресурсах. Сначала нам было непросто, поскольку Афиша являлась компанией, первоначально являющейся печатным медиа, но затем мы поняли, что не прогадали. Доля рекламного видео сейчас растет невероятными темпами. Одним из объяснений для этого является широкое распространение широкополосного доступа к Интернету. Например, в Москве сейчас доля широкополосного доступа — 87 %. Как следствие, возрастание активности пользователей.

 О. Рябчикова, "Аргументы и факты"

Рекомендуем почитать