Мы писали, мы писали, и мозги наши устали

25.12.2008

Наступило время подводить итоги года уходящего. Первый рейтинг будет «книгой рекордов Гиннесса» для Красноярской науки. Итак, самые, самые, самые…

Самый активный ученый

Сергей ОвчинниковПо числу публикаций лидирует доктор физико-математических наук Сергей Геннадьевич Овчинников (Институт физики СО РАН). Он соавтор 16 статей в международных рецензируемых журналах. Область его исследований достаточно широка — это и теория высокотемпературной сверхпроводимости и структура и свойства углеродных наноматериалов и даже свойства биолюминесцентных белков. Вообще в научной среде считается, что среднестатистический ученый должен быть соавтором как минимум одной статьи в год. Это своеобразный научный минимум. Как говорится, больше можно и нужно. Меньше нельзя. Так что, 16 статей - это очень достойный результат.

Самая публикующаяся организацияИнститут физики

По числу публикаций от организаций, можно выделить пару лидеров. И здесь на первом месте Институт физики — 133 статьи в рецензируемых журналах. Стоит отметить, что Красноярский научный центр и начинался с Института физики. Так что физики держат марку.

На втором месте недавно образованный Сибирский федеральный университет — 101 статья. Здесь надо открыть небольшой секрет — если внимательно проанализировать статьи, в которых СФУ — соавтор, то видно, что в большинстве это работы сотрудников институтов красноярского научного центра. Впрочем, эти сотрудники и преподают в университете, и используют приобретаемое за счет университета оборудование. Так что здесь все честно.

Такой рейтинг конечно условный. Большинство статей красноярских ученых это результат сотрудничества нескольких институтов и университетов. В целом научное сообщество Красноярска настолько мало, что выделять какую-то организацию, особого смысла нет. Как известно от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Поэтому и количество публикаций с красноярской пропиской за последние десять лет почти постоянно.

Самый престижный журнал

Physical Review LettersПрестижность журнала понятие относительное, но, тем не менее, в научном мире есть своеобразный рейтинг журналов. Все знают — у этого журнала рейтинг равен, например, 0.2, а у другого 10. Конечно, это не значит, что статья, опубликованная в одном журнале лучше другой в 50 раз. Но стремление опубликовать статью в журнале с высоким рейтингом есть.

Самым «крутым» журналом, в котором публиковались красноярские ученые в этом году, оказался Physical Review Letters. Везде физики первые. В этом журнале они опубликовали целых три работы. Я честно попытался разобраться, о чем идет речь, чтобы популярно изложить результаты. Там физика…

Одна работа о свойствах новых сверхпроводящих соединений. Сверхпроводники это такие вещества, которые при определенных температурах проводят ток без потерь. То есть ток бежит себе по такой проволоке и не теряется. Веществ, которые проводят ток без потерь при температурах -100 или -200 градусов, достаточно много. Понятно, что такие температуры не очень практичны. Основная задача добиться сверхпроводимости при более высоких температурах.

В другой работе исследуют магнитные свойства одного из соединений железа при разных давлениях и температурах. Вообще за счет новых магнитных материалов и модификации их свойств можно намного увеличивать плотность записи информации. Работы в этом направлении активно ведутся во всем мире, так что в ближайшем будущем будет надеяться на новые носители информации. Кстати соавтор этой работы лауреат в номинации «Самый активный ученый» — Сергей Геннадьевич Овчинников.

Третья работа — исследование динамики квантовых частиц в локально нарушенной двухмерной решетке в присутствии статического поля. Больше ничего не скажу, так как сказать что-то внятное мне сложно.

Самый популярный журнал

Самый популярный журнал — журнал, в котором красноярцы опубликовали больше всего статей. Здесь я выделю первые три, а то опять только физика будет. Итак, лидирующая тройка это: Физика твердого тела — 21 статья, Сибирский экологический журнал — 17 статей, Письма в журнал экспериментальной и теоретической физики - 12 статей. Хоть здесь физику экологией разбавили. Надо отметить, что все три журнала издаются в России.

Самая цитируемая работа

Евгений ВагановОдин из показателей научной значимости это то, как часто на статью ссылаются в других работах. По этому показателю самой цитируемой красноярской работой за последние годы стала статья с участием ректора Сибирского федерального университета Евгения Александровича Ваганова, опубликованная в журнале Nature. К слову сказать, это один из самых престижных научных журналов в мире. За десять лет эту работу в международной научной прессе процитировали почти 200 раз.

В работе анализируются данные по взаимосвязи между плотностью годичных колец у деревьев и летними температурами в северном полушарии. С одной стороны такая связь есть и можно по годичным кольцам судить о температурах в прошлом. А с другой, в работе отмечено, что подобная зависимость нарушилась во второй половине 20-го века. Плотность древесины падает, а температуры растут. То есть деревья стали менее чувствительны к изменениям температуры. А что если, человек уже так загрязнил землю, что даже деревья «нормально» расти отказываются?

Все эти номинации, конечно, касаются научной рутины. Сидят себе ученые и пишут статьи. Скучно? Наверно скучно. Правда из таких скучных и порой заумных работ и рождается будущее. В следующем рейтинге-обзоре я попробую выделить самые яркие научные результаты этого года. Но легкой жизни не обещаю.