Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Наше чувство долга

Наше чувство долга

03.02.2009
1

Задолженность по зарплате в Красноярском крае составляет более 600 миллионов рублей. Столь неблагополучную ситуацию специалисты объясняют кадровыми сокращениями, кризисом в строительной и риелторской отраслях, банкротством предприятий и снижением объемов производства. Однако некоторые эксперты считают, что часть недобросовестных работодателей «придерживает» финансовые ресурсы.

Региональные работодатели задолжали своим сотрудникам 613,8 млн руб. Причем еще месяц назад эта сумма была на 8 млн руб. меньше. Следом за Красноярским краем идут Чечня и Хабаровский край, где долги составляют 474,8 × 298,4 млн руб. соответственно.

По данным Росстата, к началу 2009 года задолженность по зарплате в целом по России составила 4,674 млрд руб. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 39% приходится на обрабатывающие производства, 18% — на транспорт, 12% — на сельское хозяйство и 11% — на строительство.
Краевые работодатели уверяют: всему причиной финансовый кризис, коснувшийся всех без исключения сфер региональной экономики. Так, некоторые предприятия, не имея собственных оборотных средств и возможности получения кредитов в банках для развития производства, уменьшили объемы выпускаемой продукции. Как шагреневая кожа, «съеживаются» и рынки сбыта. В результате — неполная рабочая неделя на предприятиях, сокращение численности персонала, несвоевременная выдача жалованья.Чувство долга

По данным Красноярскстата, к 1 сентября 2008 года задолженность по заработной плате работникам организаций края составляла 177,9 млн руб., к 1 ноября — 425,2 млн руб., к 21 декабря — уже более 565 млн руб.

Проще попридержать

Долги по зарплатам в регионе продолжают расти, и порой люди решаются на крайние меры. На прошлой неделе около 30 работников компании «Сибавиатранс» устроили пикет на площади Революции: они требовали погасить задолженность по зарплате, которую не могут получить с августа 2008 года. Совокупный долг по невыплатам на предприятии составил 55 млн руб.

Как показывает практика, порой действенной мерой «выбивания» зарплаты является судебный процесс. В 2008 году органами прокуратуры края с целью устранения нарушений трудового законодательства было внесено более 900 представлений и направлено 123 предостережения. По постановлениям прокуратуры к административной ответственности за нарушения законодательства о труде привлечено 470 должностных лиц, в том числе дисквалифицировано 9 руководителей.

Кроме того, в суд в интересах граждан направлено 3,3 тыс. заявлений. По фактам невыплаты заработной платы возбуждено 18 уголовных дел, в отношении 3 руководителей вынесены обвинительные приговоры. По результатам принятых прокурорами мер погашена задолженность перед работниками на общую сумму свыше 125 млн руб.

Отрадно, что более-менее уверенно в будущее смотрят учителя и врачи: бюджеты всех уровней не имеют ни копейки долгов.

В сложной экономической ситуации многие руководители компаний, особенно в производственных отраслях, решают попридержать финансовые ресурсы, выгодно конвертировать их в доллары и евро. Потому что аналитики постоянно говорят — в условиях кризиса падает и будет падать спрос, поэтому не рискуйте куда-либо вкладываться и вообще попридержите деньги. В смысле, деньги рабочих, менеджеров и даже уборщиц. Зато свои собственные прибыли должны, любой ценой, быть прежними. Что, похоже, и происходит.

Справка «ВК»

Как сообщили в пресс-службе Красноярскстата, за первые три недели января объем невыплаченных заработных плат в регионе составил 613,6 млн рублей — это на 8,1 млн рублей (1,3%) больше, чем 1 января 2009 года. Наибольшая доля задолженности приходится на обанкротившиеся авиапредприятия: ОАО «КрасЭйр» (59,8%), ОАО «СибАвиаТранс», ОАО «СИАТ» (совокупная доля двух последних компаний — 8,9% от общего объема задолженностей региона). Всего в крае насчитывается 39 предприятий и организаций, имеющих долги перед своими работниками. Единственная причина задолженностей, по информации Красноярскстата, — отсутствие собственных средств у предприятий.

Опрос «ВК»

Михаил Омышев, председатель Красноярской краевой ассоциации пассажирских перевозчиков:

- Ситуация с долгами по зарплате в организациях транспортной отрасли возникла из-за гипертрофированной экономической обстановки. Сегодня очевидно несоответствие существующих тарифов с рыночной ценой. Я могу назвать реальную цену, сложившуюся к декабрю прошлого года, — 17 рублей на перевозку одного пассажира. Муниципальные транспортные предприятия получают разницу в цене посредством субсидий и субвенций, а частные перевозчики — нет. В других регионах с 1 января 2009 года тарифы увеличены, в Красноярском крае остаются на прежнем уровне. Поэтому если ситуация с тарифами останется прежней, то проблема с невыплатой зарплаты в организациях транспорта будет усугубляться. Конечно, несколько сгладило проблему снижение цен на топливо, однако тарифы на электроэнергию выросли, запчасти подорожали. Мы сегодня просто не имеем возможности выйти на среднеотраслевую зарплату из-за сложившейся ситуации с тарифами.

Олег Исянов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края:

- Из всего объема задержанных зарплат порядка 350 миллионов рублей составляют долги компании «КрасЭйр». На мой взгляд, они возникли не в связи с финансовым кризисом, а из-за неумелого управления этой компанией. Причем нужно отметить, что главным акционером «КрасЭйр», по сути, собственником компании, было само государство. Долги до сих пор не погашены, и вызывает непонимание, почему федеральная власть, которая требует от работодателей соблюдать законы, не выполняет свои прямые обязательства перед работниками. Если говорить об оставшейся части долгов по зарплате, то главные должники — строительные компании, которые в сумме не выплатили своим работникам порядка 70 миллионов рублей. Строительный комплекс встал, поэтому смежные организации также вынуждены приостановить выпуск продукции. Что касается бюджетных организаций, то на сегодняшний день там долгов по заработной плате нет.
Президент страны дал указание Генеральной прокуратуре взять на особый контроль этот вопрос. В нашем крае создана рабочая группа, которая ведет мониторинг ситуации, поэтому хотелось бы надеяться, что роста долгов по заработной плате не будет.

Хотя можно и работодателей понять, они тоже попадают в сложную ситуацию: не выпуская продукцию и продолжая начислять заработную плату, они рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности.

Виктор Зубарев, депутат Государственной Думы РФ, лидер Красноярского регионального отделения «Деловой России»:

- В данной ситуации необходимо выяснять причины наличия долгов по заработной плате на каждом конкретном предприятии. Основная причина возникновения долгов — нерасчеты кредиторов с дебиторами. Государство, в свою очередь, на определенном этапе может обеспечить предприятию заказ и выделить финансовые средства, смягчив тем самым ситуацию. Без бюджетного участия некоторым предприятиям будет довольно сложно выходить из положения. В этом случае можно ожидать повальных банкротств, от чего пострадают и добросовестные предприниматели.

Виктор Захаров, председатель Совета Красноярского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

- Не исключаю, что некоторые недобросовестные работодатели в период финансового кризиса начинают увиливать от выполнения своих обязанностей — выплаты заработной платы. Конечно, человек не знает, что с ним будет завтра, ему в первую очередь нужно себя вытаскивать, а не выплачивать зарплату. У контролирующих органов более чем достаточно рычагов воздействия, вопрос — есть ли желание включать эти рычаги.

Валерий Залашков, руководитель Красноярской территориальной организации профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов:

- Строительный комплекс перестали кредитовать, начались сбои в работе. Уменьшился общий платежеспособный спрос, жилье не покупают в прежних объемах. Финансовые вливания со стороны властей есть, но когда они принесут результат, — сказать сложно. Недостаток кредитных ресурсов практически привел к банкротству одну из региональных строительных компаний. Собственник решил продать свой бизнес, но сделать этого пока не может: строительные компании уже не столь доходны, и покупать их желающих немного. А время идет, задолженность по зарплате продолжает расти.

Татьяна Орлова, руководитель Красноярской территориальной организации общероссийского профсоюза авиационных работников:

- Я думаю, что половина долгов по зарплате в крае — задолженность перед работниками компании «КрасЭйр», до сих пор ситуация не разрешена. На федеральном уровне обсуждаются проекты законов о государственных гарантиях по предоставляемым кредитам предприятиям, находящимся в тяжелой экономической ситуации. Это важный закон, который необходимо принять, поскольку можно предположить, что долги по зарплате в дальнейшем будут расти, причем не только в Красноярском крае.

 Красноярск тоже задолжал

Задолженность по заработной плате работникам организаций Красноярска на 1 ноября 2008 года составила 54,4 миллиона рублей

Долг

Задолженность по заработной плате работникам организаций г. Красноярска на 21 декабря 2008 года составила 92,8 миллиона рублей

Долг

Источник – Красноярскстат

Константин Хлебников, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать