Главная
>
Статьи
>
Марина Малышева: «Принимают в вузы не человека, а табель с оценками»

Марина Малышева: «Принимают в вузы не человека, а табель с оценками»

27.08.2009
0

За последние несколько лет состояние среднего образования в Красноярске претерпело большие изменения. Техническое и методическое обеспечение школ вышло на такой уровень, о котором долгое время наши учителя могли только мечтать. Однако наряду с этим остается и огромный спектр нерешенных проблем: от финансирования до общих системообразующих аспектов. О сегодняшнем состоянии отрасли, ее трудностях и перспективах «ВК» беседует с председателем комиссии по образованию Красноярского городского Совета депутатов, директором школы № 86 Мариной Малышевой.

Вы около 30 лет уже работаете в школе. Как, на ваш взгляд, изменилось среднее образование? Что сегодня в нем происходит?

Марина МалышеваИзменилось очень многое. То, что происходит сегодня, очень сильно отличается от того, что происходило еще 10 лет назад. И в первую очередь это касается материально-технического оснащения наших школ. Еще совсем недавно были в городе школы, где и о компьютерных классах приходилось мечтать. Сегодня же это норма. Компьютеры сейчас используются и на, что называется, обычных предметах, а не только на информатике. Практически все школы укомплектованы интерактивными досками. Все это положительно сказалось на качестве среднего образования в Красноярске. И в первую очередь на экономии времени ученика на поиск и получение информации.

А время учителя?

На уроке да — оно тоже экономится. Но во внеурочное время учителю требуется сегодня гораздо больше времени на подготовку к уроку, хотя бы для того, чтобы более эффективно использовать ресурс оборудования. Это ведь не фильмоскоп, с помощью которого раньше мы показывали картинки. Некоторые лабораторные по физике и химии просто невозможно провести в рамках обычных учебных занятий по объективным причинам (недостаточно оборудования, временные затраты и т. д.), теперь же это легко решается с помощью современных учебных фильмов.

То есть сегодняшний уровень технического оснащения школ требует и другого подхода к организации собственно учебного процесса, а следовательно, и несколько иных навыков от учителя?

Конечно. Подготовить презентацию, учебный фильм, таблицы и графики — все это требует не только времени, но и понимания, как работать с этими программами. Создание современных условий, использование нового учебного оборудования, общий подход к преподаванию предметов позволили красноярскому образованию серьезно продвинуться вперед и занять лидирующее место наряду с Санкт-Петербургом и Москвой.

С техникой понятно. А методического обеспечения (программы, учебники, карты, таблицы, наглядные пособия) хватает сегодня для организации нормального и эффективного учебного процесса?

При переходе на подушевое финансирование и этот вопрос сегодня удается решить. Деньги идут за учеником. Школы получили возможность иметь средства на приобретение наглядно-методических пособий в том объеме, в котором они нуждаются. Каждая конкретная школа вправе сама определить свои потребности. Главное — правильно распорядиться субвенцией.

Что же касается учебников — то вот с этим проблем нет, по крайней мере, у тех школ, которые выбрали их из краевого перечня.

По выбору учителя, учащихся и письменному согласию родителей можно заниматься и по другим учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки. Тут встает другая задача — сделать правильный выбор, выбрать тот учебник, который действительно поможет учащемуся хорошо подготовиться.

А это проблема? В смысле — выбрать «правильный» учебник?

- Еще какая! Учебников сегодня очень много, и качество некоторых из них вызывает большие сомнения. Плюс сегодня существует требование, что учитель, начавший преподавать по одному автору (что автоматически означает «по одной программе»), должен соблюдать линейку до окончания изучения курса. Я вообще очень скучаю по старым учебникам.

Что не так? Можно пример?

Да сколько угодно. Ну, например, учебник по литературе для 9-го класса под редакцией Кутузова. Начинается он прологом, который представляет собой диалог книжонка Проши, путника, профессора Ивана Калиныча, Маши и Сережи, вечных шестиклассников. А помните, как начинался учебник Д. С. Лихачева? Серьезной литературоведческой статьей, которая настраивала учащихся на серьезную работу. А здесь?!

Или еще. Изучение творчества А. С. Пушкина, «Евгения Онегина». Помните, сколько про это было написано в старых учебниках? Много и очень подробно. В учебнике Кутузова же одна страничка про великого русского поэта. Даже для обзора материала крайне недостаточно. Такой учебник существенно осложняет работу учителя и не дает возможности ученику дома самостоятельно подготовиться к урокам. А для ребенка, который болел, и вовсе сложно освоить пропущенный материал.

То есть я правильно понимаю, что сегодня каждый автор представляет некую собственную программу? А единой программы на уровне Министерства образования РФ, в которой к тому же были бы как-то увязаны друг с другом все курсы, просто нет?

Каждый автор действительно разрабатывает свою программу и весь учебно-методический комплект. А между изучаемыми темами по разным предметам тоже есть временные несоответствия. Это, кстати, тоже очень мешает. Например, на уроках английского языка дети начинают изучать залоги, а на русском мы причастные и деепричастные обороты еще не проходили.

А какие-либо критерии выбора учебников, они существуют?

Выбирать можно только те учебники, которые допущены Министерством образования и науки РФ. И еще немаловажно учитывать, можно ли с помощью этой линейки учебников сформировать у ребенка целостную научную картину мира. Более прозаичная задача, естественно, подготовить выпускников к экзамену. Особенно актуально это для старших классов. Им всегда уделялось много внимания, но сегодня, когда возможна профилизация, это внимание в разы больше. Сегодня в школах предлагаются предпрофильные курсы, когда ребенку дается возможность попробовать свои силы в изучении различных дисциплин. При этом учебные планы, существующие сегодня, позволяют выбрать необходимый набор учебных предметов, необходимый для его дальнейшего обучения в высшей школе, да еще, что называется, с запасом: «не поступлю в один — поступлю в другой вуз».

В целях развития профильного образования очень хорошая идея родилась в Железнодорожном районе, где на базе гимназии № 9 планируется открытие профильной старшей школы.

Такая профилизация на основе выбора подростка — это благо или нет? Поясню напряжение: выбор подростка весьма сомнительное дело, он себя-то еще плохо представляет, не то что будущую профессию, к которой пытается подготовиться.

Согласна. Выбор и для взрослого-то человека проблема, а уж для ребенка это совсем сложно. Но ведь сегодня работают психологи, задача которых показать ребенку весь спектр возможностей. К тому же мы организовываем экскурсии в техникумы, сотрудничаем с институтами, чтобы дети получили более полную информацию о том, что собой представляет та или иная профессия.

Раз уж заговорили о ЕГЭ. Существует масса мнений на этот счет — от сугубо позитивных до абсолютно негативных. Вам-то как кажется, такая форма контроля, как единый госэкзамен, она хороша, приемлема?

Тут все достаточно неоднозначно. Моя первая реакция на введение ЕГЭ была — категорически против. Потом чуть смягчилась. Смотрите, во-первых, ЕГЭ — это тренинг, тренинг и еще раз тренинг. Когда ты 50 раз прорешал один и тот же тест — ты, скорее всего, решишь его и на экзамене. К тому же многократное повторение одного и того же приведет к тому, что так или иначе ты запомнишь это правило, даже если у тебя не слишком высокие способности к обучению. Количество перейдет в качество. Но в то же время очень многое и потерялось. Например, у нас была ученица, медалистка, для которой сам процесс решения тестов был чужд, ну не умела она решать тесты, не давались они ей. Отвечая по билету, она показывала блестящие знания, когда же доходило до тестов — начинались трудности.

Система ЕГЭ и при поступлении в вузы создает определенные проблемы, ведь, по сути, принимают сегодня не человека, а бумажку, табель с оценками. К тому же раньше, если ты плохо сдавал какие-то экзамены в школе, у тебя была возможность подтянуться, подготовиться, поняв свои пробелы, и успешно пройти вступительные испытания. Теперь же такой возможности нет. Я думаю, более верным было бы дать возможность ученикам выбирать: хочешь сдавать ЕГЭ — сдавай, хочешь по старой схеме — работай по старой.

Чуть вернемся. Техническое и методическое обеспечение школ — это хорошо, но все это не даст никаких позитивных результатов, если не будет мотивации у самих школьников. Как сегодня с этим обстоят дела?

По-разному. Большая часть сегодняшних учеников школ уже понимает ценность образования и делает все, от них зависящее. Однако же это во многом зависит от семьи, среды, в которой человек живет, растет, развивается. Если у школьника дома читают (то, что называется «личный пример»), ведут познавательные беседы, интересуются его успехами, поощряют самообразование, то и он начинает стремиться к знаниям. Если же такого нет, то и ждать от ребенка высокой мотивации к обучению не приходится.

Перейдем к более конкретным вопросам. Собственно, ситуация в Красноярске. Сколько сегодня школ и достаточно ли их?

Последняя построенная школа носит номер 150. В этой логике и можно говорить о количестве школ. Вообще на сегодня в городе 129 общеобразовательных учреждений. Это школы и гимназии. Само то, что 150-я школа была построена, — это большое достижение. Многие годы ведь школы у нас не строились и не открывались. А эта плюс ко всему построена по современным стандартам, с использованием нынешних технологий. Строилась школа долго, но результат стоил ожиданий — когда принимали эту школу, мы были поражены простором помещений и качеством работ. Но это не значит, что маленькие школы не имеют права на существование. В таких школах формируется своя, камерная атмосфера, которая не только роднит учеников и учителей между собой, но и позволяет давать образование на несколько ином, порой даже более высоком, чем в больших, уровне. И эти школы надо поддерживать и сохранять.

Поддерживать в чем и чем?

Деньгами, конечно. Большая часть таких школ сегодня уже разрушается, приходит в негодность. В этой связи действия Главного управления образования сегодня очень правильны. Принята и работает программа по безопасности школ. По этой программе в этом году практически все школы подлежат визуальному осмотру, частично уже проведена техническая экспертиза, по итогам которой закрыта 83-я школа из-за угрозы жизни и здоровью учеников. Следом — 75-я, 2-я, 84-я. Однако это вовсе не означает, что ученики останутся без мест, — для них будут созданы все условия, и они начнут этот учебный год в других школах.

А не приведет такое сокращение школ в перспективе к дефициту учебных мест, ведь последние несколько лет рождаемость в городе на подъеме и уже скоро этим детям предстоит пойти учиться?

Это уже начинает происходить. Два-три года назад в школах первый класс укомплектовать было проблемно. В этом же году их уже по три-четыре в каждой школе, а есть и такие, где по шесть-семь. Придет время, когда мы снова заполним наши школы, и оно уже не за горами.

Я правильно понимаю, что сегодня школы недозагружены?

Нет-нет, как раз сегодня мы приближаемся к нормативам, к такому количеству учащихся, на которое и были рассчитаны красноярские школы. Конечно, если сравнивать с 90-ми годами прошлого века, то учеников действительно стало много меньше, но в тот период школы были перегружены, что и приводило к необходимости работать в две смены.

А есть риск возвращения такой ситуации?

Есть. Думаю, лет через пять школы наполнятся настолько, что придется опять переходить на две смены. И в этой связи состояние школ и их закрытие представляется еще большей проблемой.

Я правильно понимаю, что работа в две смены приводит к снижению качества образования? Ну, хотя бы потому, что сильно увеличивается нагрузка на учителя.

Нет, нагрузка не изменится. Существуют ведь нормативы количества учащихся на одного учителя. Соответственно, просто увеличится штат школы.

А кадры-то будут?

Надеюсь, будут. Хотя сегодня мы действительно испытываем дефицит преподавательского состава. Большая часть наших преподавателей сегодня — это люди в возрасте, хотя сейчас в школу идет молодежь. Но не в таких больших количествах, чтобы закрыть существующую потребность. Оно и понятно, ведь зарплаты-то низкие, и молодые преподаватели, особенно мужчины, не слишком рвутся сегодня в школы.

Но аттестация учителей — это стимул повысить свою заработную плату.

О чем идет речь?

О том, что сегодня молодому учителю необязательно ждать пять лет, чтобы повысить разряд, как это было раньше. Уже по истечении первого года работы, при наличии положительных ее результатов, можно подать заявление на аттестацию, а значит, повышение разряда. Таким образом, сегодня можно за несколько лет дойти до уровня разрядов опытных учителей, а соответственно, и до их зарплат.

А новая система оплаты, разработанная еще в прошлом году, дала свои результаты на этом пути?

Нет. Да она на сегодня и не работает. Стимулирующий фонд — это дополнительные средства для поощрения учителей, показывающих высокие результаты, — так и не был предусмотрен.

Вообще финансирование образования сегодня на уровне города достаточное?

Ну, денег никогда не бывает слишком много. Знаете, когда мы разрабатывали бюджет этого года, мы понимали, что мы хотим увидеть, что сделать. Но тут грянул кризис, и очень большую часть расходов пришлось сокращать. А ведь запланированное необходимо было делать. Без этого никак. Одни предписания надзорных служб чего стоят. Стоимость приведения школ к этим нормам вполне сопоставима с размерами городского бюджета.

Значит ли это, что большая часть школ в этом году начнут работать, не будучи приведены к требованиям надзорных органов?

Вовсе нет. По последним данным, около 90% школ готовы к учебному году, а примерно 50% прошли проверки без замечаний. Это очень высокий результат, особенно если учесть, что еще 5—7 лет назад практически все школы не соответствовали требованиям надзорных органов. Сделано это было за счет городских целевых программ, которые сегодня существуют почти по всем направлениям: по замене окон, ремонту крыш, благоустройству школьных дворов и собственно устранению замечаний надзорных органов. Если бы не ГЦП, сделать это было бы гораздо сложнее.

Финансирование — это вообще больная тема. Это единственная причина проблем?

Давайте скажем так — основная, но не единственная. Действительно, среднее образование очень долгое время недополучало денег, и это сыграло огромную роль в его сегодняшнем состоянии. Но есть и такой аспект, как хозяйствование. Нас ведь, директоров, никто этому не учил. Как тратить деньги, на что, что вообще можно сделать для того, чтобы избежать проблем, — мы сейчас этому только учимся, и это дает свои результаты.

Вообще существующие сегодня в среднем образовании тенденции позитивны или нет? И что мешает, если таковое есть, развиваться?

Конечно, позитивны. Материально-техническая база школ выросла как количественно, так и качественно. Результаты учеников неуклонно идут вверх. Развивается дополнительное образование. Правда, это не означает, что проблем больше нет. Но они решаемы на уровне самой системы.

Досье «ВК»: Марина Малышева

Депутат, председатель комиссии по образованию Красноярского городского Совета депутатов.
Родилась 2 марта 1959 года в Красноярске.
 В 1976 году окончила школу № 86.
 В 1980-м окончила Красноярский педагогический институт.
 В 1981 году вернулась преподавать русский язык и литературу в родную школу.
 В 1985 году стала заместителем директора по воспитательной работе.
 В 1994 году назначена директором той же школы № 86.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать