Главная
>
Статьи
>
Владимир Подопригора: «Инновация — это встреча идеи и предпринимателя»

Владимир Подопригора: «Инновация — это встреча идеи и предпринимателя»

25.01.2010
0

Научные разработки вузов не всегда находят своего потребителя — такова тяжелая доля сегодняшней высшей школы. Это в полной мере относится и к Красноярскому торгово-экономическому институту — однако значительная часть его научных разработок еще на этапе исследований находит своих потребителей. Проректор вуза по научной работе и международному сотрудничеству Владимир Подопригора уверен, что добиться этого удалось за счет плотного взаимодействия вуза и бизнеса.

Прикладное и фундаментальное

Владимир ПодопригораТоргово-экономический институт всегда занимал почетное место в ряду красноярских вузов. В том числе и по причине постоянно проводимой научной работы. Владимир Георгиевич, какие направления этой работы на сегодня наиболее актуальны и востребованны?

Вы совершенно правы, научная работа — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Сегодня в ней задействованы 18 кафедр, 4 научно-исследовательских центра и лаборатории. В выполнении исследований участвовало 250 человек, в том числе 42 доктора наук, профессора, 109 кандидатов наук, доцентов. Основными направлениями научной работы в прошлом году стали: экономическое, естественно-математическое, техническое и гуманитарное. В их рамках разрабатывалось 14 комплексных тем, большая часть которых непосредственно ориентирована на решение приоритетных и наиболее проблемных вопросов экономики и организации торговли, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента и маркетинга потребительского комплекса нашего региона.

Правильно ли я понимаю, что большая часть научных исследований носит прикладной характер?

Конечно, и это понятно. Мы готовим специалистов для сферы услуг, дающей в развитых странах более 2/3 ВВП. Современные предприятия сферы услуг, чтобы быть конкурентоспособными, вводят новые технологии, хорошо оснащены и поэтому нуждаются как в высококвалифицированных специалистах, так и в прикладных разработках.

А для фундаментальных исследований остается место?

Обязательно. Пусть их не так много — в прошлом году лишь порядка 17% всех наших исследований носили фундаментальный характер, но они очень важны. Например, в 2009 году мы очень плотно поработали по направлениям — «Сфера потребительских услуг: социально-экономические проблемы, тенденции развития», «Изучение феномена оптимизации человеческой деятельности», «Эвентологические исследования» и другие. Кроме того, мы исследовали различные вопросы в рамках договоров о взаимном сотрудничестве между КГТЭИ и администрациями Красноярска и Красноярского края, а также по заказам различных предприятий и организаций.

По заказу администрации? Это о чем идет речь?

Например, мы разработали технический проект оснащения производства полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий Правобережного и Левобережного логистических центров питания, что позволит более эффективно обслуживать красноярские комбинаты питания, работающие в школах. Или вот еще — нашими специалистами и студентами проведено исследование рынка школьной мебели. Многие школы закупают мебель, руководствуясь лишь критериями цены. В то время как здесь наиболее важным является то, из чего сделана эта мебель, насколько она соответствует экологической безопасности и анатомическим особенностям человека. По результатам были выработаны рекомендации для производителей и потребителей, и, надеемся, они будут приняты к действию.

Вопросы эффективности

Все научные исследования проводите целиком сами или привлекаете партнеров?

Конечно, привлекаем. Мы очень тесно сотрудничаем с Институтом физики, Институтом вычислительного моделирования, Институтом химии и химической технологии, Институтом биофизики, Институтом леса и рядом вузов Сибири и Алтая. Установлены контакты с факультетом агрокультуры и натуральных продуктов Делаварского государственного университета (Довер, США), математическим факультетом Центра точных наук и инженерии университета Гвадалахары (Мексика), государственными университетами Китая, США, Шотландии, Украины, Белоруссии, Казахстана. Так, в КГТЭИ открыт Российско-Китайский научно-исследовательский центр по изучению потребительских рынков этих стран.

Есть чему позавидовать... Несколько меркантильный вопрос — а деньги откуда?

Из различных источников. Здесь и федеральный бюджет, из которого в прошлом учебном году мы получили порядка 4,5 млн рублей, и собственные средства вуза (порядка 3 млн), и договоры с предприятиями и организациями Красноярского края и других субъектов Федерации (более полумиллиона рублей). Есть и гранты, целевые программы — эти источники в прошлом году дали нам 700 тысяч рублей на исследования. Причем стоит отметить, что сфера услуг имеет гораздо меньшую наукоемкость, чем, скажем, производящие отрасли. К тому же это на 90% — частный капитал. Поэтому, хотя финансовые отношения с бизнесом трудны, в сравнении с предыдущим учебным годом объем финансирования научных исследований вырос в 2 раза. Ну и результаты не заставили себя ждать: в 2008/2009 учебном году преподавателями вуза по результатам исследований было издано 8 монографий, 11 сборников научных трудов, 1 номер регионального журнала «Экономика. Психология. Бизнес», 772 статьи, из них более 60 — в центральной печати. 5 инновационных проектов, разработанных учеными вуза, вошли в банк данных технопарка Красноярского края. По результатам исследований только в 2009 году защищено 6 докторских и 8 кандидатских диссертаций.

Владимир ПодопригораВот и подошли к вопросу эффективности. Я так считаю, что эффективное (читай: ликвидное) исследование должно находить спрос на практике. Как с этим у вас дела?

Вы совершенно правы — наука должна работать не только ради науки и получения новых знаний, но и в целях создания инновационного продукта. Что такое инновация? Мне нравится сформулированное кем-то определение: «Инновация — это встреча идеи и предпринимателя». Можно добавить: инновация — конверсия нового знания в экономические и социальные блага. После распада СССР долгое время наука и производство были отделены друг от друга. Отчасти именно это и привело к той ситуации, которую мы сегодня имеем. Чтобы успеть в уходящий поезд под названием «Эффективная экономика», надо изменить подходы к науке и образованию со стороны власти, бизнеса, научно-образовательного сообщества. Один из возможных подходов — переход на государственно-частное партнерство для создания технопарков, бизнес-инкубаторов инновационных технологий, малых инновационных предприятий, венчурных фирм и т. п.

Я немного о другом — результаты ваших-то исследований находят потребителя?

Да, конечно. Во-первых, многие исследования мы и проводим-то по заказу потенциальных потребителей. Во-вторых, как я уже говорил, большая часть наших исследований — прикладные. А значит, им гораздо проще найти потребителя, чем фундаментальным. Взять хоть ту же школьную мебель, про которую я уже рассказывал. Или разработка рецептуры полезных блюд из мясного сырья для социально незащищенных слоев населения или жителей Крайнего Севера.

Без инноваций никуда

Выгода потребителей инноваций от их реализации в целом понятна. Зачем это вузу?

Ну как же... Развитие инновационной деятельности в вузе способствует и совершенствованию механизмов исследования рынка образовательных услуг, подготовки и переподготовки кадров, и совершенствованию учебного процесса, повышению качества образования путем внедрения в него результатов инновационной деятельности. Ну и, конечно, без инновационной деятельности нельзя достичь сколь-либо существенной интеграции вуза с работодателями на основе формирования учебно-научно-инновационных комплексов, филиалов кафедр и факультетов на предприятиях.

И каким же образом реализуются инновационные образовательные программы в КГТЭИ?

С 2007 года в институте внедряется модульно-рейтинговая система организации учебного процесса. В этой работе участвуют около 100 преподавателей по 170 дисциплинам. Активно используются деловые игры. Новые образовательные технологии внедряют все факультеты. Методы проектного обучения успешно реализуются кафедрами факультета экономики и управления.

Развивается система электронного тестирования студентов. В учебном процессе все активнее используются лекции-презентации, электронные учебники, методические разработки и пособия, ведется работа по созданию виртуальных лабораторий (например, по дисциплинам «Процессы и аппараты пищевых производств», «Теплотехника»).

Пример, к которому мы стремимся, — это единый программно-методический комплекс специальности, объединяющий все инновационные образовательные программы.

Вот вы говорили об интеграции вуза и работодателя. Насколько сегодня это реализовано в КГТЭИ?

По моему мнению, неплохо. В этом году нами заключено более 130 договоров с различными предприятиями, по которым мы направляем студентов на практику. А ведь это прямой путь к трудоустройству. Результаты такой политики видны уже сейчас — среди наших выпускников практически нет безработных. Причем зачастую выпускник устраивается именно туда, где он проходил практику и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Привлекаем мы бизнес и к учебному процессу: руководители различных предприятий читают у нас лекции, ведут семинары, участвуют в научных конференциях, семинарах, аттестационных комиссиях. Так что мы-то от нашего потребителя никогда сильно не отрывались, что и позволяет нам сегодня готовить весьма компетентных специалистов.

Евгений Смолин, «Вечерний Красноярск», №2 (243)

Рекомендуем почитать