Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Светит незнакомая звезда

Светит незнакомая звезда

22.04.2010
2

«КрасАвиа» передала эстафету «НордСтару»

Краевое правительство отказалось от идеи создания базового перевозчика на базе своей компании. Теперь этот проект будет отдан на откуп частным инвесторам. Причем участвовать в этом государство не будет ни в какой форме.

Жизнь без базы

В течение всего прошлого года не утихали разговоры о создании в крае нового магистрального перевозчика, который занял бы место выбывшего «КрасЭйра». Это не удивительно, ведь то, что столь мощный в плане авиации регион, каким был наш край в советское время и первые десятилетия нового времени, остался без своего «большого» перевозчика, уже проблема.

Свято место пусто не бывает, и вскоре после падения «КрасЭйра» в край потянулись различные авиакомпании — на декабрь прошлого года их было 16. Однако практически единственным, кто строил сколь-либо существенные планы в отношении красноярского рынка, был «Атлант-Союз». Но и он не смог прижиться — несмотря на то что еще в июле-августе 2009 года местный филиал компании показал очень неплохие, по словам его тогдашнего директора Александра Зосимова, результаты, уже в октябре того же года его (филиала) деятельность была свернута. «Связано это с тем, — объяснял тогда Зосимов в интервью „ВК“, что у „Атлант-Союза“ есть приоритетный проект — аэропорт Внуково, и в планах компании сделать базовым перевозчиком порта именно „Атлант“. Соответственно, сейчас закупаются самолеты, и все ресурсы направлены именно на это. А для того чтобы делать рентабельный бизнес в Красноярске, необходимо здесь присутствовать не менее чем десятью самолетами».

Одной из самых значительных, связанных с уходом «КрасЭйра» потерь для края и его жителей стала маршрутная сеть компании. В итоге пассажиропоток снизился примерно на 30 %. И это при возросшем числе авиакомпаний и радикальном снижении цен на билеты.

Примерно в декабре 2009 года разговоры о создании в крае своего магистрального перевозчика наконец-то обрели более-менее определенную форму — было объявлено, что он будет создан на базе краевого государственного авиапредприятия «КрасАвиа».

Речь шла о создании в компании так называемого филиала № 7.

— Семь, — пояснили в «КрасАвиа», — потому что шесть филиалов уже было.

В седьмой филиал должны были пойти магистральные и среднемагистральные самолеты. Речь идет в первую очередь о Ту-154 и Як-42. Также рассматривался вариант Ан-148 и Ту-204. Но это вопрос будущего, так как сегодняшние объемы производства этих машин не могут наполнить рынок.

— Использование же Ту-154 и Як-42, — рассказывают в «КрасАвиа», — позволило бы восстановить воздушное сообщение между востоком и западом через Красноярск, а также полеты в классическом южном направлении — Краснодар, Сочи и т. д.

Маршрутная же сеть нового перевозчика включала бы в себя Магадан, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск — на востоке и Сочи, Минводы, Краснодар, Самару и Санкт-Петербург — на западе. Летать в столицу филиал № 7 не собирался.

Денис Пашков— Проект седьмого филиала устроил всех, — рассказывает министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков, — в ноябре 2009 года (напомним, объявили о том, что базовый перевозчик будет создан на базе «КрасАвиа», лишь в декабре. — «ВК») на инвестсовете он был принят и запущен. Филиал был зарегистрирован, и уже начала поступать техника. Велось обучение пилотов.

— Однако, — заявили в «КрасАвиа», — в связи с текущей ситуацией и усиливающейся конкуренцией с крупными авиакомпаниями («Аэрофлот», «Сибирь», «ЮтЭйр» и т. д.) было принято решение, что деятельность такого филиала весьма рискованна и экономически нецелесообразна.

Воздушные надежды

Сейчас уже практически достигнута договоренность между краевым правительством в лице губернатора и руководством «Норильского никеля», что задача создания краевого базового перевозчика будет решаться через авиакомпанию «Таймыр» (бренд «НордСтар»), которая планирует уже с 2011 года начать регулярное сообщение по базе аэропорта Красноярск.

— Это позволит восстановить то сообщение, которое было в части базового перевозчика, — говорят красноярские авиаторы, — при этом пока не понятно, что это будет — слияние двух компаний («Таймыр» и «КрасАвиа») или отдельное предприятие, созданное с использованием их мощностей. Не ясно также, с какими активами компании будут входить в проект. Это требует дополнительной проработки и пока обсуждается.

Однако, по словам Пашкова, ситуация выглядит несколько иначе.

— В этот же период времени (ноябрь — декабрь 2009 г.) начали вестись переговоры с «Норильским никелем» о расширении проекта авиакомпании «Таймыр» на территорию Красноярского края, — заявил «ВК» министр. — Переговоры закончились в конце февраля, когда у сторон сформировалось понимание перспектив дальнейшего развития проекта — причем понимание «Норникеля» о развитии своего проекта практически совпало с нашим пониманием проекта базового перевозчика.

Авиаторы уверены: «НордСтар» был выбран потому, что, во-первых, это краевой перевозчик, и в этом смысле интересы края с точки зрения трудовых ресурсов, социального значения и налоговых вопросов достаточно серьезно защищены. Во-вторых, «НордСтар» — это компания «Норильского никеля», весьма серьезного предприятия, которое в состоянии инвестировать в краевую авиацию.

Проект ушел на Север

Однако зачем было вести переговоры с «НордСтаром» и параллельно перечислять деньги на развитие филиала № 7 «КрасАвиа», тем самым еще раз подтвердив, что проект принят? По словам Пашкова, переговоры с авиакомпанией «Норильского никеля» завершились в конце февраля, а 25 февраля «КрасАвиа» получает первый транш из запланированных 130 миллионов на развитие магистрального перевозчика...

Денис Пашков уверяет — это нужно для того, чтобы объединить проекты «НордСтара» и филиала № 7 и не конкурировать в одной нише, а совместно развиваться.

— Учитывая сильные стороны нашего партнера (финансовую независимость, возможность инвестировать в проект, оперативность в принятии решений), — говорит Пашков, — в качестве базового партнера для этого проекта была выбрана компания «Таймыр», в рамках которой и будет создан базовый перевозчик края.

По сути это означает одно — все, что было наработано в рамках проекта филиала № 7, перейдет «НордСтару».

— Это тот же проект, который был в свое время представлен на инвестсовете, — говорит Пашков, — но реализовываться он будет уже на базе авиакомпании «Таймыр».

На самом деле история еще интереснее:

— В рамках магистральной авиации, — говорит Пашков, — мы вообще не предполагаем участия государства в этом проекте в какой-либо форме — ни в виде прямых инвестиций, ни во владении долями акций или иной другой форме.

Весь парк, по словам Пашкова, будет куплен на деньги «Норникеля». Речь идет как минимум о четырех «Боингах-737» дополнительно к пяти уже имеющимся. И в перспективе появятся несколько бортов ATR-42.

Маршрутная же сеть останется практически той же, что презентовала «КрасАвиа». Лишь немного будет изменена сетка восточного направления. Как именно, ни в «КрасАвиа», ни в правительстве не сообщили.

Пассажирооборот при полной реализации проекта, по словам Пашкова, может составить 700-800 тысяч человек в год. А так как базироваться новый перевозчик будет в Красноярске, то вся эта нагрузка ляжет на аэропорт Емельяново.

Есть еще один момент, который требует прояснения. Почти 17 млн рублей, поступивших на счет «КрасАвиа» для создания филиала № 7, пошли на аренду (операционный лизинг) нескольких самолетов Ту-154 и Як-42. Скорее всего, эти самолеты так и останутся в «КрасАвиа»: как заверили в компании, сейчас прорабатывается вопрос эксплуатации этих самолетов с целью возмещения в бюджет средств, потраченных на их приобретение.

Резюме получается простым: край отказался от идеи создания подконтрольной ему авиакомпании. Как это отразится на рынке авиаперевозок в регионе, никто прогнозировать не решается. Но то, что краевая власть вряд ли сможет влиять на процесс создания и работы нового перевозчика, почти свершившийся факт.

Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №15 (256)

Рекомендуем почитать