Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Пивной кульбит

Пивной кульбит

23.04.2010
5

Объем производства пива падает, продажи растут

В I квартале 2010 года объем производства пива в России снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически на 20%. Наибольшие темпы падения были зафиксированы Росстатом в январе (-44,2 %). Ключевым фактором столь масштабного снижения, считают эксперты Союза российских пивоваров, стали последствия резкого роста акциза на пиво — с 1 января 2010 года он вырос в 3 раза. Впрочем, это совершенно не означает, что полки магазинов стали пусты, да и владельцы точек разливного пива кризиса не чувствуют.

Пенное состояние

Пивной кульбитОсновной целью столь резкого увеличения цены акциза на пиво в прошлом году власти назвали пополнение бюджетов. Вице-премьер РФ Сергей Иванов заявлял, что общие доходы регионов от повышения акцизов на алкоголь, пиво, нефтепродукты и транспортного налога в 2010 году должны составить 96,6 млрд рублей. В итоге пиво с нового года существенно подорожало.

Производители, узнав о повышении стоимости акцизов, массово заявляли, что многим заводам придется закрыться. Сейчас вместо этого все закрыли рты и зарабатывают не хуже, чем в прошлом году. Да и снижение производства пенного напитка, считают эксперты, дело временное. К лету пивоварни опять наберут прежние обороты. Ведь, несмотря на повышение цены, продажи не упали, а, наоборот, выросли.

Потребление пива в России сейчас находится на уровне 67 литров на человека в год, в Европе этот показатель выше. Среднестатистический европеец выпивает до 110 литров пива, а самыми большими любителями пива признаны чехи — они выпивают больше 170 литров пива в год. У нас больше всего пива потребляют в Москве и Санкт-Петербурге, 90 и 100 литров в год на человека соответственно.

Местная линейка пивных брендов практически не отличается от средней по стране. Ее представляют шесть крупнейших компаний, которые еще несколько лет назад поделили между собой 90 % пивного рынка. Остальные 10 % разрывают региональные пивоварни и мелкие производители. Лидер рынка (около 40 %) — компания «Балтика», в которую входит местный завод «Пикра». Получить у них информацию об объемах и динамике производства не получилось — в пресс-службе компании сослались на отсутствие отчетов за прошлый год головного офиса.

Что касается розницы, то максимальное число брендов представлено в супермаркетах.

— Ассортимент широк, есть как российское, так и импортное пиво, — говорит руководитель отдела категорийных менеджеров сети супермаркетов «Командор» Петр Киреев. — Есть все типы упаковки пива. Ценовые сегменты присутствуют также все.

А вот об объемах продаж представители сети говорить не решились. Из собственных источников «ВК» удалось узнать, что в том же «Командоре» продажи пива держатся на прошлогодних позициях. Самым покупаемым является пиво в ценовой категории от 25 до 35 рублей за бутылку в пол-литра. Стабильным спросом пользуется дешевое пиво в пластиковой 1,5-2-литровой таре. Однако в общем объеме продаж этот сегмент не превышает 15-20 %. Практически столько же — около 15 % — у «живого» бутылочного пива.

Если говорить о ситуации в целом, то федеральные эксперты уверяют: пивной рынок пережил стадию бурного роста. Именно к 2010 году специалисты прогнозируют его насыщение. Правда, есть и другое мнение — рынок будет развиваться и дальше, за счет регионов. Например, Сибири, где не представлены многие транснациональные компании.

Впрочем, сибирский регион с таким мнением сильно бы поспорил — у нас у самих компаний теперь десятки, пусть и производят они разливное пиво.

Живой бизнес

Рынок пива за последние три года стал намного объемнее. В первую очередь за счет появления точек продаж разливного пива — наверное, нет в городе улицы, где бы не стоял ларек или павильон. Свой «живой продукт» начали выводить крупные сети супермаркетов.

— У нас есть специализированные отделы в некоторых магазинах, — рассказывает Киреев. — Есть планы по развитию данной категории, но ее доля в общем объеме мала. Бутилированное пиво технологичнее для процесса торговли, а с точки зрения качества они, в принципе, одинаковы.

По поводу качества у владельцев «разливного» бизнеса другое мнение, но об этом позже. Сейчас, собственно, о самом этом бизнесе. Масштабное его наступление по всем фронтам связано с несколькими причинами. Во-первых, цена входа очень невелика — по оценкам бизнесменов, дело можно начинать, когда в кармане 300 тысяч рублей. Впрочем, многие сходятся во мнении, что оптимальная сумма для старта — 600-800 тысяч. 900 тысяч вложили в пивное дело учредители магазина «Пивная БУХта», сейчас он является самым крупным в маленьком закрытом Железногорске.

— Открываться решили здесь, потому что конкуренция в Красноярске довольно высока, — говорит учредитель фирмы Василий Сумин. — Дело даже не в силе и качестве конкурентов, а в их количестве. Здесь мы если не единственные, то очень заметные. В Красноярске стали бы одними из многих.

Точных цифр, сколько ларьков и магазинчиков разливного пива в Красноярске, нет. Можно лишь предположить, что несколько сотен. Понятно, что на успех того или иного продавца в таком положении влияет шаговая доступность. Это, пожалуй, главное конкурентное преимущество с таким количеством конкурентов. В небольших городах другая картина.

— Железногорск маленький, нас уже знают, — хвалится Сумин. — Фактор шаговой доступности в нашем случае сыграл только вначале, да и то маленькую роль. Главное, что есть узнаваемость, что люди едут из других районов именно к нам. Основная проблема — как раз найти подходящее помещение, место.

Обычно подобный бизнес окупается года за полтора. Если повезло с местом, можно сократить этот срок практически в три раза. Расчет железногорских бизнесменов себя оправдал — 900 тысяч они отбили за полгода. Хотя, говорит Сумин, этот пример — скорее исключение из правил.

Рынок разливного пива — это не только сам напиток, но и закуски. Они, как правило, представлены тут же, в ларьках, павильонах и магазинах. Любопытно, что те бизнесмены, которые наряду с пивом торгуют качественной охлажденной или замороженной рыбой, отмечают перекос в плане выручки как раз в сторону второго продукта. Впрочем, на это есть причина — стоимость той самой качественной рыбы. С обычным ассортиментом выручка от закуски составляет порядка 30 %.

— При желании можно процентов на 5-10 сделать выручку больше, — говорит Сумин, — но это все-таки пивной магазин, и заваливать его закусками не очень правильно.

Что касается ассортимента разливного пива, то он сейчас уверенно набирает обороты. В той же «Пивной БУХте» 24 сорта. Представлены производители Омска, Новосибирска, Хакасии, Томска, Братска, Алтая — всего около десяти заводов. Объемы продаж — 12 тысяч литров в месяц.

— Есть два вида настоящего немецкого и чешского пива, — рассказывает Сумин. — Цена порядка 300 рублей за литр, что дороже в 4-5 раз пива, сваренного у нас. Мы намеренно взяли эти два сорта. И даже не для выручки, а скорее для репутации. У этого пива есть свои покупатели, но их немного, поэтому и прибыль с этих сортов небольшая.

Настырный спрос

— Массовое появление точек разливного пива на нас никак не сказалось, — рассказывает Петр Киреев. — Эти точки рассчитаны на другого покупателя. Тем более что качество данного продукта не всегда гарантировано.

Однако анализ, который провели в Железногорске после года работы, говорит об обратном.

— Рано или поздно процентное соотношение бутылочного и разливного пива в городе будет 50:50. Красноярск, судя по разговорам с коллегами, тоже к этому стремится, — прогнозирует Сумин. — Сейчас оно балансирует на уровне 25:75 в пользу «бутылок». Но в перспективе будет наоборот. Мы заметили очень сильный поворот спроса в сторону разливного пива в последний год. Наглядный пример — мы находимся по соседству с супермаркетом, в одном здании. Так вот, сейчас люди, когда идут за продуктами, делают в супермаркете все покупки, исключая пиво. А потом уже заходят к нам.

Изменение спроса произошло за счет повышения качества разливного пива, уверены бизнесмены. Что касается продаж, то сейчас все ждут лета — оно увеличит объем на 30 %. Средний чек составляет 200-250 рублей, средний объем покупки — два-три литра.

— Кто пил «живое», тот навсегда забудет про бутылки, я так считаю, — выдвигает практически лозунг Сумин. — Уверен, что в ближайшие два года бизнес получит развитие. В первую очередь в плане объединения единичных продавцов в сети. В «разливном» бизнесе настало время слияния и поглощения. А это, думаю, даст еще большие гарантии качества.

Константин Рыбников, «Вечерний Красноярск», №15 (256)

Употребление пива вредит вашему здоровью

Рекомендуем почитать