Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Очередь из автомата

Очередь из автомата

09.07.2010
4

В кризис многие красноярцы решили заняться вендингом

В офисных и общественных зданиях все чаще конкуренцию буфетам составляют автоматы, торгующие бутербродами, шоколадками, газводой. Рынку вендинга в Красноярске еще есть куда расти, уверяют специалисты.

Приближается к нулю

Кофейный автоматК вендинговому бизнесу относятся любые автоматизированные системы по продаже товаров и услуг, не требующие присутствия продавца. «Умные машины», которые самостоятельно выдавали продукты за монетку, впервые массово появились в XIX веке в США, хотя еще в III веке до н. э. в египетских храмах стояли аналоги современных аппаратов — платные конструкции для разлива священной воды. В советское время железные агрегаты с газированной водой стояли едва ли не на каждом углу. Сегодня специалисты называют вендинг одним из самых перспективных направлений бизнеса.

В Красноярске этот рынок активно начал развиваться лет пять назад, хотя музыкальные автоматы и «бочки» по продаже жевательной резинки обосновались в магазинах и кафе куда раньше. Но именно тогда начали появляться платежные терминалы, а вслед за ними — кофе-машины и автоматы по продаже снеков (продуктов в индивидуальной упаковке с большим сроком годности: чипсы, шоколад, замороженные бутерброды).

— Однако в столице края эта сфера деятельности все же находится в зачаточном состоянии, — говорит Александр Ворошилов, управляющий делами фирмы по продаже торговых автоматов «2-А». — Если в США реализация товаров через автоматы составляет 1% от всех розничных продаж, в Москве этот показатель — порядка 0,01%, в Красноярске же цифра приближается к нулю. В мире существует больше сотни разных видов вендинг-машин, на красноярском рынке представлено не больше 15 из них.

С Волошиловым согласен и директор компании «Автоматов.ру» Денис Гафуров, который уверяет: если в сфере платежных систем на сегодняшний день идет жесткая конкурентная борьба, то все остальные направления вендинга открыты для новых игроков и мало освоены.

— За 2009 год мы продали порядка 50 автоматов, — рассказывает Гафуров. — За прошедшие месяцы этого года можно отметить положительную динамику: думаю, клиентов будет больше. Основной контингент покупателей — представители микробизнеса. Люди, как правило, работающие, но готовые вложить деньги в небольшое дело.

Бизнес кофейного цвета

Открыть свой маленький бизнес с помощью торгового автомата несложно. В Красноярске действует три крупных поставщика вендингового оборудования, к тому же заказать необходимую технику можно и через Интернет. Раньше, до появления специализированных фирм, лидерами по продажам автоматов были компании, поставляющие выставочное, пищевое, холодильное и прачечное оборудование. Однако, как пояснили в компании «Торговое оборудование», теперь вендинг-машины они уже массово не привозят — давно не было заказов.

Начинающие бизнесмены предпочитают сотрудничать с узкопрофильными поставщиками. Во-первых, некоторые из них на выгодных условиях предлагают также сервисное обслуживание проданной техники, помощь в заключении договоров с продавцами расходных материалов и т. д. Во-вторых, почти все продавцы автоматов сами занимаются вендингом, а потому могут посоветовать, как правильно выбрать место для размещения оборудования, объяснят, какие тонкости существуют у этой сферы предпринимательства.

Самый востребованный товар — кофе-машины. Стоимость их варьируется от 150 000 рублей до 300 000. Окупается такой агрегат в среднем за два года.

— Ключевой фактор здесь — это место, в котором размещен автомат, — говорит владелец сети кофейных аппаратов Михаил Дьяков. — Когда производители рекламируют свою продукцию, они уверяют: продаешь сто чашек в день, и «ты в шоколаде». Да, это действительно идеальные темпы продаж, но так почти никогда не бывает. Выбирая место, словно в лотерею играешь. Бывает, приходится раз 10 перевезти автомат с места на место, чтобы найти удачное. Таким в нашем городе можно считать площадку, где за день у вас выпьют 30-40 чашек. Исходя из прибыльности участка, назначается и цена на продукт: она варьируется от 15 до 30 рублей. Как правило, я размещаю машины в офисных зданиях. Многие коллеги почему-то рвутся на вокзалы, в университеты... В итоге доходит до настоящих стычек: конкуренты портят друг другу технику, ставят рядом два автомата, надеясь оттянуть клиентов друг у друга. Мне трудно это понять, Красноярск — непаханое поле. Здесь огромное количество мест, где можно поставить аппарат и получать стабильный доход.

Чтобы проверить выбранную площадку на доходность, необходимо три-четыре месяца. Первые недели не показательны, на новинки всегда высокий спрос.

— Кофейными автоматами я занимаюсь именно потому, — объясняет Дьяков, — что они относительно легкие и мобильные. Не то чтобы снековые агрегаты приносили меньше прибыли, просто они очень тяжелые, и их не перевезешь в легковом автомобиле в другой офис.

Сплошная электроника!

Вендинговые аппараты делятся на две группы: механические и электронные. Среди первых самые распространенные в Красноярске — автоматы по продаже бахил, которые стоят теперь в каждой частной клинике и во многих салонах красоты; излюбленные детьми машины, реализующие жевательную резинку; точки для продажи презервативов, аппараты для чистки обуви.

— Последними активно интересуются гостиничные комплексы, автосервисы, сети автозаправок, — говорит Денис Гафуров. — Недавно на нас вышли покупатели из Хакасии. Там рынок не развит вообще, а спрос на услуги есть.

Самый дешевый агрегат стоит от 8000 рублей (продажа бахил), самый дорогой — 80 000.

Электронные аппараты значительно дороже: средняя цена для снековых и кофе-машин — 150-300 тысяч. Поставляются они из Южной Кореи, США, Канады, Финляндии. Есть производители и в России — в основном это конструкции для чистки обуви. Недавно на рынке появились отечественные автоматы для разлива газводы — этакий привет из прошлого. Их сейчас производится несколько типов: с разными видами газировки, с купюроприемниками и монетоприемниками, — но все они выглядят точными копиями своих советских родителей. Потому и пользуются спросом.

С приходом лета в городе начали активно появляться автоматы по продаже сладкой ваты и печати фотографий, открываются сети по продаже гигиенических товаров, в скором времени ожидается, что на улицах будут установлены караоке-машины. Пока, правда, в парках отдыха и барах стоят только музыкальные центры — за монетку любой желающий может заказать любимый хит. Стоит такой автомат от 45 000 до 100 000 рублей, в зависимости от «начинки» и комплектации. Как правило, музыкальный ассортимент «закачан» в память машины заводом-производителем, а с каждой песни процент отчисляется в фонд защиты авторских прав.

К вендингу также относятся лотерейные автоматы и автоматы с игрушками. Однако у правоохранительных органов к таким устройствам неоднозначное отношение.

— Если киоски с игрушками стоят в магазинах уже давно и их пока не трогают, то новым лотерейным бизнесом пока заниматься побаиваются, — говорит Гафуров. — Хотя по закону такие машины разрешены. И у тех, и у других принцип работы одинаковый: определенный процент выигрыша и проигрыша заложен в программе. Часть дохода забирает себе предприниматель, часть — отчисляется лицензирующему органу.

Кое-где по городу установлены массажные кресла (35 000 рублей за новое), расходных материалов у них — нет, купил, и пользуйся. Но большого дохода ждать не приходится — клиентов за день не так уж много.

Доход мал, да удал

В среднем ежемесячный доход от каждого автомата невысок. В зависимости от места расположения кофе-машина приносит своему хозяину от 3000 до 8000 рублей, обувной аппарат — от 3500 до 6000. Поэтому чаще всего владельцы таких машин рассматривают свой бизнес как дополнительный заработок. Автоматы неприхотливы в обслуживании и могут прослужить до 15 лет.

— Расходы на аренду зависят от личной договоренности с владельцем помещения, — говорит Михаил Дьяков. — Я всегда стараюсь убедить арендодателя, что установка такого оборудования в первую очередь удобна для его клиентов и сотрудников.

Большинство красноярских вендинг-предпринимателей приобретают от одного до пяти автоматов и на том останавливаются.

— Больше десяти машин есть только у узкого круга людей, — говорит Александр Ворошилов. — Чтобы открыть крупную сеть, нужно вложить порядка трех миллионов рублей. Кроме того, много трудностей возникает с налогами, которые подчас просто не дают развиться малому бизнесу.

На законодательном уровне вендинг расценивается как «торговля вне магазина и иной вид торговли», отсюда и налоговая политика. Поэтому очень многие бизнесмены уходят в тень, скрывают доходы, а то и вовсе не ставят автоматы на учет в налоговый орган.

— Все это мешает развиться рынку должным образом, — сетует Ворошилов. — Но свято место пусто не бывает: рано или поздно мы достигнем европейского уровня. В период кризиса, например, количество наших клиентов увеличилось. Люди теряли работу и искали дополнительные источники дохода. Будет этот бизнес расти и дальше.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 26 (267)

Рекомендуем почитать