Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Подожжём под дождём

Подожжём под дождём

11.07.2010
6

Вот что ты будешь делать — и во второй день «Саянского кольца» пошёл дождь. Не такой мощный, как 9го числа, так что досмотреть программу гостей до конца (почти) удалось, но всё же ходить домой в мокрых шмотках реально задалбывает. У меня ещё, как назло, из средств прикрытия от дождя только соломенная шляпа (притом что дома есть вполне нормальный и основательный дождевик, но я его, разумеется, благоразумно забыл), так она, бедняжка, от влаги уже форму терять начала. Зато дома поутру прикольно пахнет мокрой соломой, хаха.

Впрочем, народу дождь развлекаться вроде особенно не мешает. За первый день через стадион, говорят, прошло около восьми тысяч человек (столько же в прошлом году было во второй день, самый массовый). Люди в основном, на самом деле, довольно дружелюбные, по крайней мере, до вечера (зато вечером я видел сразу двух человек с глазами совсем как у зомби — ну, знаете, когда радужка приобретает такие интересные цвета чуть застарелого переливающегося кровоподтёка). Днём, гуляя среди лотков, в «Городе мастеров» и прочих местах, я заметил, что «Кольцу», похоже, таки удался удивительный трюк вызвать у народа в массе неподдельный интерес ко всему народному и этническому (по крайней мере, на эти три дня). Люди ходят, смотрят, приобретают, обсуждают и, кажется, чувствуют себя здорово от того, что с этим соприкоснулись.

Правда, есть и обратная сторона. Вчера, например, когда выходил на сцену вокальный ансамбль «Перезвон» из Екатеринбурга, участники которого пели русские народные и казачьи песни в народных костюмах (хорошо пели, но как-то, эм, слишком уж доходчиво, что ли, как на свадьбе в деревне), из зала им с ясно читаемым облегчением крикнули «Русские давай!» Занятный, согласитесь, комментарий для этнического фестиваля. И потом, уже вечером, когда в финальной части концертной программы странным образом подобрались коллективы сплошь экспериментальные и медитативные (о них чуть позже), народ свистел, улюлюкал, и начинал сам спонтанно танцевать под собственное исполнение заглавной музыкальной темы «Кольца». То есть, к чему я это — первостепенная задача привлечь публику решена на отлично, теперь пора заняться следующей задачей — воспитанием этой публики. Боюсь только, она в разы сложнее.

Ладно, с традиционной пятиминуткой бурчания разобрались, теперь поехали дальше, про конкурс.

Академический хор отдела и образования и культуры поселка «Шушенское» и кемеровский танцевальный ансамбль «Кунучек» открывали и этот день — они, я так понял, что-то вроде специальных гостей фестиваля. Причем «Кунучек» в этот раз (а это было уже третье, или даже четвертое их выступление за это «Кольцо») выступили уже прямо здорово — у них был такой шаманский танец с бубном, очень эффектный и яркий. Я про «Кунучек» вчера, кстати — забыл сказать — это такой танцевальный ансамбль из девчонок лет 13-ти примерно возрастом, и девчонки сами по себе совершенно замечательные. Есть среди них одна, Дарья, кажется, зовут, и её наградили медалью «Надежда Кузбасса» — так вот, я её к четвертому выступлению уже различать в ансамбле начал, по тому, как себя держит, по уровню экспрессии в каждом движении. Настоящий молодец.

Дальше была другая молодец примерно того же возраст — Екатерина Яснева из Красноярска. Её я тоже вижу раз второй или третий, и неизменно ей радуюсь — выходит небольшая девочка и поёт так, что дух захватывает. После неё были гости фестиваля из Краснодара, казацкий ансамбль «Линейцы». Вышли такие четыре казака в черной форме и сбацали несколько казацких песен, в том числе и всенародно известных. Мне понравилось, как шикарно они пользовались возможностями четырех голосов — при одинаковом тексте каждый из них, тем не менее, пел по своему, и получалось довольно здорово.

Затем выступали наши земляки, инструментальный ансамбль «Шугарра». Это, в общем, те же люди, что и известные у нас в городе Las Gitarras Enamorradas — только это уже их творческий проект, в котором они играют собственный материал. Играют хорошо — живо, страстно, с душой. И материал хороший — такой, если позволите, инструментальный акустический прог-рок с этническими влияниями. За ними был призёр в номинации «Надежда фестиваля» — Эртине Тумат, один из питомцев Кангар-оола Ондара и участник группы «Эртине». Сольно этот парнишка, как оказалось, ничуть не проигрывает всей команде — держится уверенно и легко. Одна из песен была вообще такой поп-балладой с легкими этническими намеками — и Эртине исполнил её отлично. (Про уровень как бы современных аранжировок, с которыми некоторые участники пытаются скрестить коренные мотивы своих народов я уже набухтелся вчера, и возвращаться к этому более не буду).

Потом был ансамбль «Перезвон», ужасно всем понравившийся, и группа из Бурятии с певицей Дашимой Соктоевой, которую я пропустил. Прибежал обратно на стадион аккурат к началу выступления постоянной гостьи фестиваля Натальи Нелюбовой. С её творчеством я знаком довольно давно, и особых сюрпризов для меня тут не было — это была яркая, жаркая, страстная музыка, сделанная где-то на пересечении фольклора, русского рока, просто рока, реггей и много чего ещё. Некоторые песни (про звезду что-то) вызвали бы одобрительное кивание со стороны Юрия Шевчука, но мне больше понравилась длиннющая медитативная песня про кота.

За Нелюбовой выступали гости из Таиланда — я всё пытаюсь запомнить длиннющее название этого коллектива (оно описательное, что-то вроде «коллектив изящных искусств при министерстве культуры королевства Таиланд», только немного не так и ещё длиннее). И они вдруг раз и показали ту же программу, что и 9-го числа. С одной стороны, это было немного странно, а с другой, и вполне уместно, потому что я вот, например, из-за дождя сбежал на первом из четырёх танцев, а самым интересным там оказался последний. Описывать их в рамках такого вот отчёта в блог очень сложно — их искусство настолько отличается от каких-то привычных нам стандартов, что про него надо бы сразу абзацев несколько писать. Если коротко, это были такие очень точно расписанные по движениям танцы, в которых упор делался не столько на пластику или выразительность, сколько на условную передачу обычных действий из жизни той или иной части страны. Люди в танце садили и собирали рис, оттачивали боевые искусства, ловили и потом кушали рыбу, и так далее. Это странно всё было, но ужасно интересно.

А завершил конкурсную часть программы ансамбль «Кхоол Жингел» — нам его объявили, как казанский, но вокалист потом сам поправил, что они все кто откуда, кто-то из Германии, а кто-то из Сибири. Играли такой симпатичный чистосердечный фолк, настоянный на нескольких традициях сразу. Из трёх песен две были милые, а одна, в середине, почти феноменальная.

Так, а про выступления специальных гостей фестиваля расскажу отдельным постом. Да, к вопросу о фотографиях — как-то так вышло, что в этом году это такой больной вопрос для всех сразу (тут многие представители прессы бегают с бешеными глазами на предмет того, где же где же где же, ах где же взять фотографии; при этом фотографов бегает ничуть не меньше, но они, видимо, все уже чьи-то). В общем, снабжать вас фотосвидетельствами прямо отсюда у меня, увы, не выходит — зато вроде получится задним числом, после возвращения, немного разбавить посты фотками. Так что заходите на следующей неделе попозже, будет, на что посмотреть.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать