Главная
>
Статьи
>
Алексей Архиповский

Алексей Архиповский

25.11.2010
3

Балалайка-оркестр

Всемирно известный балалаечник Алексей Архиповский выступил в Красноярске с сольной программой «Потрясающие эксперименты на самом русском инструменте». И продемонстрировал, что возможности всем привычной русской балалайки поистине безграничны.

Катаклизмы не помеха

Алексей АрхиповскийВпрочем, те из красноярских меломанов, кто побывал на последних двух фестивалях «Саянское кольцо», могли в этом убедиться еще там — Архиповский дважды принимал участие в этом фестивале как почетный гость. Прошлым летом многие приехали на «Саянское кольцо» специально ради того, чтобы послушать этого уникального музыканта. И дождались его выступления, несмотря на проливной дождь.

Такое ощущение, что в Красноярском крае публику Архиповского словно преследуют испытания на прочность. Буквально за несколько минут до начала концерта в краевой филармонии погас свет. Но получасовое ожидание, пока в зале не подключили местные источники питания, никак не отразилось на настроении слушателей — люди не разошлись. И были сполна вознаграждены за свое терпение. А полумрак словно обострил восприятие. Только луч света, в нем — одинокий человек, полностью сосредоточенный на своей музыке, и затаивший дыхание зал, благоговейно ей внимающий...

Отход от канонов

И ни одного звонка сотового телефона за почти полуторачасовой концерт. Хотя одни позывные — Nokia — все-таки прозвучали. Как это ни удивительно — со сцены. Нет, Алексей Архиповский вышел на нее без мобильника. Характерный сигнал он вплел в свою музыкальную импровизацию. Вероятно, в традиционном концерте это выглядело бы как хулиганство. Но Архиповский полностью отходит от всех привычных канонов использования балалайки.

Точнее, от стереотипов. Во всем мире до появления этого музыканта балалайка воспринималась исключительно как лубочно-фольклорный инструмент, с вполне узнаваемым звучанием. Архиповский не отказался от исполнения народной музыки, изменилась только ее подача. Но как изменилась! Скажем, известные мотивы из «Барыни» или «Порушки-Парани» он свободно миксует с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова. В это неожиданно вплетается «Широка страна моя родная», причем звучит она как радиопозывные. А потом вдруг все переходит в кантри и рок-н-ролл. И несмотря на столь, казалось бы, несочетаемые элементы, звучит это как одна мелодия!

Причем сопровождается все еще и чисто визуальной эксцентрикой. Алексей Архиповский может играть на балалайке двумя руками, одной, закидывать ее за спину и продолжать в это время играть... Вроде бы шоу, не имеющее никакого отношения к академическому концерту. Но, впрочем, и сам музыкант, и его выступления далеки от строгого академизма. Вместо привычного черного костюма с бабочкой — темно-серая рубашка и джинсы. Никакого конферанса — его концерты идут нон-стоп, в диалог с публикой вступает только сама балалайка. А говорит она, используя в своем языке все допустимые наречия. И даже, казалось бы, недопустимые. Как те самые позывные Nokia, которые можно сравнить с ироническим вкраплением сленга.

А еще, если услышать балалайку Алексея Архиповского в записи, можно и не догадаться, что звучит один-единственный инструмент. Как не раз говорил музыкант, его цель — довести звучание своей трехструнки до оркестрового. И очевидно, что эксперимент продвигается успешно. Его балалайка говорит голосом ударных, клавишных, каких-то колокольчиков... Иногда в ней звучат интонации банджо, иногда — гитары, а порой даже слышится скрипучий голос старой шарманки. И этому разнообразию явно еще не предел.

Елена Коновалова, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 46 (287)

Рекомендуем почитать