Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Свидетель обвинения — Домашний кинотеатр

Свидетель обвинения — Домашний кинотеатр

30.11.2010
3

Прекрасное кино Билли Уайлдера по пьесе Агаты Кристи — точнейшая помесь классической голливудской комедии с судебным детективом.

В конце, когда начинаются финальные титры, дикторский голос за кадром говорит: «Уважаемые зрители, огромная просьба не раскрывать повороты сюжета данного фильма, чтобы не портить удовольствие тем, кто фильм ещё не посмотрел». Почему это сделано, понятно прекрасно — там почти два часа раскручивается такой довольно традиционный судебный детектив (в том смысле, что весь детектив тут разворачивается в допросах, показаниях свидетелей и т.п.), а в последние три минуты, когда ты уже думаешь, что всё закончилось, фильм вдруг одним махом выбрасывает сразу три туза из рукава. Шьямалану и не снилось.

Впрочем, несправедливо было бы утверждать, что прелесть «Свидетеля обвинения» строится на одних лишь финальных перевёртышах. Это, на минуточку, тот фильм Билли Уайлдера, за которым подряд шли «Некоторые любят погорячее» и лучший рождественский (да и вообще) фильм на свете «Квартира» — то есть, мастер тогда был в такой форме, что ого-го. В «Свидетеле» он, по сути, делает два фильма разом. Первый — это такой традиционно английский детектив, который при этом полностью построен на разговорах. О деле (молодой женатый военный, со всех сторон положительный малый, но без гроша за душой, вроде бы убил пожилую богатую вдову, у которой — открыто для жены — ходил в фаворитах в надежде, что она спонсирует производство его изобретения, навороченной яйцевзбивалки) мы знаем исключительно то, что о нём говорится в присутствии адвоката Уилфрида Робертса (Чарльз Лоутон), главного героя фильма. В заключительные минут 50 фильм вообще практически не покидает зала суда — снято и написано при этом так, что за этими диалогами смотришь примерно так же, как за самой захватывающей погоней на свете.

Второй же фильм, искусно вплетённый в первый — потрясающе живая и смешная комедия с грандиозным главным героем. Это тот самый Уилфрид Робертс, лучший адвокат в городе, пожилой толстяк-мизантроп со словарным запасом, какой бывает только у героев хороших (и очень хороших) английских книжек. В самом начале он возвращается из больницы после сердечного приступа, и теперь врачи запретили ему пить, курить, встречаться с женщинами и волноваться — то есть, практически всё, что он только и любит на свете. При нём ещё есть замечательная сиделка, которая постоянно пытается заставить его следовать режиму (спать после обеда, ставить укольчики и пить таблетки), а он от неё под всяческими предлогами пытается улизнуть. То есть, криминальные дела ему вроде бы вообще противопоказаны — так что изначально выслушивать предложение взяться за дело, которое в центре сюжета, он идёт просто потому, что у коллеги, который приводит к нему клиента, в кармане сигары, и можно в кабинете покурить без назойливой сиделки. Вся эта линия такая замечательная, что, кажется, её можно было с огромным удовольствием смотреть и без всякого детектива. Со стороны детектива, правда, есть Марлен Дитрих, которая ко второй половине превращается практически в главную героиню. Короче, с какой стороны не зайди — замечательное кино. Классика.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать