Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Избавиться от беды

Избавиться от беды

05.01.2011
4

В Госдуму внесен законопроект о создании федеральных и региональных дорожных фондов, которые будут наполняться за счет увеличенного акциза на топливо (его повышение — уже решенный вопрос), транспортного налога и взимания платы за пользование дорогами. Это позволит не только модернизировать дороги, но и уменьшить их загруженность, ведь содержать машину после принятия закона станет по карману не каждому.

Дважды на одни грабли?

Институт дорожных фондов в России был создан еще в 1991 году и предназначался для аккумулирования средств на строительство и ремонт дорог, однако, как пишет «Газета.ру», спустя десять лет его «прикрыли за воровство». В 2001 году Счетная палата провела последнюю проверку Федерального дорожного фонда и сообщила, что только в 2000 году чиновники разворовали не менее 1,5 млрд рублей, а количество ДТП из-за разбитых дорог возросло на 85 %. Однако ни одного уголовного дела возбуждено не было. В этом же году глава Счетной палаты Сергей Степашин сетовал, что «результаты наших аналитических усилий, похоже, мало кого интересуют». Кстати, в законопроекте, предлагающем воскресить институт дорожных фондов, речи о контроле за расходованием денег тоже не идет.

А вот конкретных цифр в законопроекте довольно много. «Базовый объем фонда планируется установить в размере 254,1 млрд рублей, — сообщает РИА „Новости“. — В 2011 году объем фонда должен составить 377 млрд рублей, к 2013 году — 408 млрд рублей. К 2015 году за счет дорожного фонда чиновники рассчитывают привести в порядок до 85 % сети федеральных автодорог. Уже с 2011 года все дороги к населенным пунктам численностью 125 тысяч человек будут оснащены твердым покрытием». Всего же в течение пяти лет Россия планирует построить 14 тысяч километров новых дорог.

За чей счет?

Основу дорожных фондов составят поступления от акцизов на бензин и дизтопливо. В Минтрансе уточняют, что каждый рубль акциза будет разделен примерно поровну между Федерацией и субъектами. «В этом году уже были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым акцизы на нефтепродукты вырастут до 2013 года на три рубля за литр, по рублю ежегодно. За счет этого в 2011 году федеральный бюджет рассчитывают пополнить на 84 млрд рублей, в 2012 году на 87,9 млрд федеральный и на 90 млрд рублей региональные; в 2013 году на 140 млрд федеральный бюджет и на 144 млрд рублей региональные», — сообщает «Газета.ру». Естественным следствием увеличения акциза станет рост цен на топливо. По оценке газеты «Труд», с 1 января 2011 года бензин подорожает примерно на 7,5 % (на 1,7 рубля). Это отразится не только на автовладельцах, но и на пользователях общественным транспортом: по мнению большинства экспертов, транспортные тарифы, скорее всего, увеличатся.

Источниками наполнения фонда станут также платежи за аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог, и сборы за проезд автомобилей, не зарегистрированных в России. Кроме того, как сообщает «Российская газета», с 2012 года предлагается установить плату за возмещение вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами весом свыше 12 тонн. С водителей планируется удерживать пять тысяч рублей, с индивидуальных предпринимателей — 40 тысяч рублей, с юридических лиц — десятикратный размер платы. При повторном нарушении водителей лишат прав на месяц, предпринимателей оштрафуют на 50 тысяч рублей, а компании заплатят двадцатипятикратный размер платы.

Последний и самый спорный источник «вливаний» — транспортный налог. Чиновники долго обсуждали возможность его полной отмены, прежде всего из-за низких сборов налога (70-86 %). Однако новый закон, вступивший в силу с 1 декабря, не отменил налог, а лишь вдвое снизил его базовую ставку, сохранив за регионами право увеличить ее в десять раз. «Это обычный пиар-ход, — заявил „Газете.ру“ начальник юридического управления Российского союза налогоплательщиков Максим Максимович. — Для народа федеральная власть сделала все, что могла. Ну а если власти субъектов налог не снизили, то федералы не виноваты, а виноваты регионы». Разумеется, большинство экспертов сходятся в том, что субъекты не пойдут на снижение транспортного налога, лишив тем самым региональные бюджеты мощной статьи дохода.

Столь хорошо спланированная система поборов, по мнению аналитиков, не позволит увильнуть ни одному участнику дорожного движения. Так, пенсионеры, имеющие льготы при уплате транспортного налога, внесут свой вклад в модернизацию дорог, заплатив за бензин, а те, кто вообще не имеет машин, сделают это оплатив проезд в автобусе по новому тарифу.

Комментарии

Артем Шелягин, заместитель директора транспортной компании «НортТрансСервис»:

— В нашем государстве все эти меры ни к чему хорошему не приведут. Я, честно говоря, одинаково отношусь и к поднятию акцизов, и к транспортному налогу, и к штрафам. Мы должны понимать, куда уходят собираемые с нас деньги. На ремонт дорог? Я этого не вижу, дороги как были плохими, так и остались. Что касается большегрузов, продавливающих дорожное полотно, то у меня здесь особое мнение. Чтобы по дорогам могли ездить большегрузные машины, не причиняя им вреда, прежде всего должны соблюдаться технологии при строительстве. В странах, где дороги строят правильно, они выдерживают большие нагрузки, чем у нас, взять хотя бы Австралию, где спокойно ездят автопоезда весом 60-150 тонн, у нас таких машин нет. На мой взгляд, чтобы изменить ситуацию в нашей стране, нужно научиться правильно и прозрачно тратить деньги. Если мы сможем это сделать, достаточно будет одного акциза, и отпадет надобность в куче дублирующих друг друга сборов.

Константин Ляшкевич, руководитель федерального управления автомобильных дорог «Байкал»:

— По сравнению с 1997-1998 годами финансирование дорожной отрасли в стране уменьшилось в 3-4 раза. Если ситуация не изменится, мы получим стагнацию в тех отраслях экономики, которые напрямую зависят от транспорта. Предложенная мера по созданию дорожных фондов однозначно поможет модернизировать дороги, она специально для этого разрабатывалась. Сама идея понятна, мы получим целевые деньги на дороги, которые не будут смешаны в общем котле бюджета — федерального или регионального. Когда будет принят федеральный закон, тогда и мы начнем работу по принятию регионального закона, тогда же будет определена судьба транспортного налога. На мой взгляд, его вообще можно минимизировать, компенсировав повышением акцизов на топливо. Это будет справедливо, если автолюбитель, каждый день эксплуатирующий свое авто, станет платить больше, чем, скажем, пенсионер, выезжающий на машине только летом, по выходным.

Михаил Омышев, председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков:

— Практика работы дорожных фондов для регионов была положительной. Денег на строительство и ремонт автомобильных дорог выделялось достаточно, когда же дорожные фонды ликвидировали и централизовали все отчисления, объем выделяемых средств резко сократился, то есть регион потерял свои деньги. Я надеюсь, что с возвратом фондов начнется планомерное освоение денег, аккумулированных в регионе. Это положительно скажется на строительстве, содержании и безопасности наших дорог. Я также поддерживаю инициативу поэтапного перехода транспортного налога в цену топлива — справедливо, когда больше платит тот, кто чаще ездит. Увеличение стоимости проезда тоже обоснованно, ведь, согласитесь, когда мы покупаем булку хлеба, мы платим не только за сырье, из которого она изготовлена, в ее цену входят и научные разработки, позволившие вывести новый сорт пшеницы, и расходы на зарплату пекарям, и транспортные затраты. К сожалению, сегодня есть мнение, что в цену билета нужно закладывать только сам процесс перевозки, а ведь это только небольшая часть оказания транспортной услуги. Одновременно с этим возникает другая проблема: нам приходится задумываться о копейках, хотя, по сути, теряем сотни тысяч. В России лишь 3-5 % населения получает львиную долю прибыли от наших ресурсов. А вот в ОАЭ каждому человеку с рождения на расчетный счет отчисляют деньги, сумма которых в течение жизни увеличивается. Я считаю, это правильно и нам бы тоже следовало ввести государственную политику по делегированию прибыли от ресурсов всему населению, тогда нас бы меньше волновало повышение стоимости проезда в общественном транспорте.

Роман Гольдман, генеральный директор компании «Сангилен+»:

— Я не эксперт и поэтому не могу дать однозначной оценки новому законопроекту. С одной стороны, идея увеличения акцизов на топливо и уменьшения транспортного налога правильная, пусть кто больше ездит, тот больше платит. С другой стороны, размер транспортного налога оставили на усмотрение регионам, и здесь власть должна тщательно проанализировать свой бюджет, возможно, снизить налог не удастся. Кроме того, все эти меры однозначно повлекут за собой рост цен, причем не только на топливо. У нас 90 % всех товаров перевозится на машинах, поэтому мы станем платить больше не только за бензин, но и за все товары. Если говорить о штрафах, которые будут взиматься с водителей большегрузов, то здесь возникает вопрос об их уместности. В Европе дороги служат в несколько раз дольше, а проезд по ним в несколько раз дешевле, и никто там не платит никаких штрафов. Да, у них дорогой бензин, но я боюсь, что мы идем к тому, что у нас и бензин станет дорогой, как в Европе, и дороги платные, и штрафы самыми высокими.

Виктория Дмитриева

Рекомендуем почитать