Главная
>
Статьи
>
Алексей Бахтиаров: «Интернет стал сферой услуг»

Алексей Бахтиаров: «Интернет стал сферой услуг»

17.02.2011
1

Число юридических лиц в России исчисляется миллионами, из них имеют свой сайт — десятки тысяч. По мнению генерального директора российской компании Infobox Алексея Бахтиарова, интернет, как средство заработка, отходит от исключительно рекламных функций.

Гендиректор компании Infobox Алексей БахтиаровАлексей, давайте начнем с начала. 2002 год — не слишком ли рано для основания интернет-бизнеса? Хостинг был востребован в России?

В стране уже были игроки на этом рынке, и все же мы сильно отставали в этом плане от Европы, США. Там веб-услуги востребованы давно, у нас они только начали развиваться. Рынок до сих пор не охвачен. Изучив зарубежный опыт, я решил арендовать сервер у одной из лидирующих российских хостинговых компаний и продавать размещение. Причем сразу поставил себе амбициозную задачу: обогнать их за несколько лет. У меня это, в общем-то, получилось. Мы зашли на рынок очень ярко, проводили крупные пиар-кампании, что смотрелось немного дико для малодоходного тогда еще хостингового рынка. И все же реклама имела эффект разорвавшейся бомбы. Клиенты пошли.

Сейчас что с рынком?

В стране порядка 20 крупных хостеров, но до сих пор нет главного игрока, у которого была бы сконцентрирована значительная доля клиентов. Рынок раздроблен, всего в России более 400 аналогичных фирм, из них добрая часть работает полулегально, без соответствующих лицензий.

Этот бизнес — специфический. С одной стороны, входная планка невысока, с другой стороны, с теми же вложениями, с которыми когда-то вышли мы, сейчас занять хорошие позиции трудно. Лидирующие хостеры укрепились. Теперь у нас есть свои собственные дата-центры с мощными серверами и хорошей техподдержкой. Предпринимателям необходимо организовать и качественный клиентский сервис, и службу продажи. Все очень серьезно. Но люди все равно идут в эту отрасль, в ней перспективы.

Настолько ли радужные перспективы? Интернету уже к концу прошлого десятилетия прогнозировали второе место после ТВ на рынке рекламы. Увы, прогнозы не сбылись. Рекламодатели не готовы вкладывать деньги в сеть, несмотря на постоянно растущую аудиторию.

Я вообще наблюдаю тенденцию, что интернет сильно меняется. Он уже стал другим. Бизнес-модель уходит от чисто рекламной функции, когда в сети мы искали только какую-то информацию, а популярные ресурсы могли строить бизнес на продаже рекламы (за счет большого количества посетителей). Сейчас реклама остается — пользователей все больше и больше — но добавляется сервисная составляющая. Люди начали зарабатывать в интернете на услугах. Причем я не говорю только о бизнесе хостинга, я обо всем — начиная от интернет-магазинов, поисковиков и так далее.

Развивается интернет в регионах. Сегодня практически для любой структуры жизненно необходимы такие сервисы, как электронная почта, файлообменники, лицензионные рабочие программы. Все это начали предлагать хостинговые службы, стали разрабатывать пакеты услуг. Растущий темп бизнеса, глобализация, необходимость постоянно контактировать с клиентами и партнерами требует удобных инструментов взаимодействия.

То есть, работа с корпоративными клиентами сейчас для хостеров в приоритете?

Когда-то наша клиентская база на 75% состояла из физических лиц. И многие хостеры до сих пор видят в них свою главную аудиторию. Но этот рынок уже не будет расти, все, кто хотел как-то себя позиционировать в сети, сделал это. К тому же сейчас основная масса этих пользователей переползает в социальные сети. Их вполне устраивает свой мини-сайтик «ВКонтакте» или ЖЖ, и мы теряем эту аудиторию.

Поэтому начинаем переориентироваться на юрлиц, это тоже накладывает свой отпечаток на интернет-бизнес. Согласитесь, любой грамотный юзер, если ему нужно, сам нароет всю необходимую информацию, выберет самый выгодный хостинг, заключит договор с администрацией. Как во всем этом разобраться дяде Васе из шиномонтажки? Ему не нужны подробности, он просто хочет сайт — да попроще. Этих людей нужно вовлекать по-другому. Сейчас, например, все чаще можно купить так называемые «конструкторы» сайта. 

Здесь есть куда двигаться, ведь истинного массового уровня в интернете мы еще не достигли. В России миллион компаний, а сайтов — лишь несколько десятков тысяч. Представляете, какой потенциал у рынка?

А посчитать в деньгах обороты рынка можно?

Сейчас это очень тяжело сделать. Российский рынок хостинга я бы оценил в 100 миллионов долларов. С точки зрения большого бизнеса — это не так много. Но рынок развивается, и клиентов будет все больше. Вопрос скорости роста в том, как активно мы будем идти в регионы.

В России есть тенденция — корпоративные клиенты порой больше доверяют местным хостерам, чем столичным игрокам. Например, на Урале есть сильная компания, которая в общероссийском рейтинге незаметна, зато по местной клиентской базе делает всех федеральных лидеров. Поэтому в нашей сфере очень сильны межотраслевые отношения. Мы продвигаем свои услуги через интернет-провайдеров, операторов телефонии и сотовиков. Пусть они продают наши услуги как посредники от своего имени. Но у нас эти услуги те же клиенты вряд ли купят.

Иностранные хостинг-компании создают конкуренцию?

Было несколько попыток европейских игроков зайти в Россию. Но у нас разные подходы к работе. Они рекламируют свои услуги, пропагандируя экономию. Например, полный пакет клиентского сервиса: не трать миллионы, а купи у нас коробочку за 300 рублей, в которой будет и корпоративная почта, и полное программное обеспечение, и сервер для хранения документов, и видео-конференцсвязь... На что наш человек отвечает, а я и не собирался тратить миллионы. Я могу и бесплатную взломанную версию ПО поставить.

А может пользователи рунета все же патриоты? Потому и работают с местными игроками.

Наоборот, физические лица все чаще приобретают хостинг за рубежом. Для начинающих веб-мастеров ключевой фактор — деньги. Сколько они заплатят за месяц аренды ресурса. Если стоимость размещения на несколько долларов дешевле, они предпочтут общаться с администраторами на ломаном английском. Для крупных компаний это неприемлемо: директор на русском-то языке не всегда может объяснить, чего он хочет. Звонят, например, клиенты и говорят, что сайт не работает. Спрашиваем: какое у вас доменное имя? В ответ тишина. Какой у вас логин? Ну что вы пишете после собачки?

Еще одна причина, почему юрлица не уйдут на Запад и останутся с нами — трудности с точки зрения заполнения бухгалтерских документов. С Европой общаться сложно, для них бумага, присланная по электронной почте, без печати и подписи — документ. У нас такие уведомления документами не считаются. Это препятствие играет нам на руку.

Семен Котов, интернет-газета Newslab.ru
Фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать