Главная
>
Статьи
>
Константин Киселев: "Банки идут в Интернет"

Константин Киселев: "Банки идут в Интернет"

29.08.2011
0

Около месяца назад розничный бизнес красноярского филиала Альфа-Банка возглавил Константин Киселев. Ранее он занимал аналогичную должность в тольяттинском филиале банка, а также руководил кредитно-кассовым отделением Альфа-Банка в Барнауле. В беседе с корреспондентом Newslab.ru г-н Киселев рассказал о тенденциях развития банковского дела в стране в целом и планах на будущее местного филиала Альфа-Банка.

Константин КиселевАльфа-Банк известен как один из самых технологичных российских банков. Так, первым в стране он запустил такие сервисы, как мобильный и интернет-банкинг, и сейчас задает стандарты работы в этих направлениях.

Сегодня уже многие банки делают ставку на удаленный сервис, в частности, мобильный и интернет-банкинг. Почему эти направления столь активно развиваются сейчас?

Тому есть ряд причин. Главная заключается в том, что люди все больше начинают ценить свое время. Если они могут сделать что-то, как говорится, не выходя из дома или другого комфортного места, они непременно воспользуются такой возможностью. И с этой точки зрения интернет-банкинг идеальная финансовая услуга, поскольку клиент может совершать операции со своим счетом, не посещая банк.

Конечно, пока интернет-банкинг не получил массового распространения, но этому постепенно способствует развитие современных средств связи. Например, уровень проникновения сотовой связи в стране на сегодня составляет 200%. Логично, что самое лучшее для развития интернет-банкинга — это дать «проникнуть» банкам в телефоны.

В перспективе развитие интернет-банкинга тесно связано с распространением самого Интернета и таких мобильных устройств, как смартфоны. Их пока нельзя назвать массовыми устройствами вследствие достаточно высокой стоимости, но, безусловно, всего через несколько лет они будут вполне доступными и будут стоить 100-200 долларов. Это поспособствует развитию и популяризации интернет-банкинга.

Какие возможности получает пользователь интернет-банкинга?

Если говорить в целом, то функции интернет-банкинга делятся на два направления: получение информации и оплата услуг. То есть, с одной стороны, клиент может просто проверять состояние своего счета, делать выписки по картам и т.п., с другой — может совершать какие-то финансовые операции. Например, оплачивать коммунальные услуги, мобильный и домашний телефоны, совершать другие платежи. Так, у нас в настоящее время настройка платежей производится единовременно — однажды вносятся реквизиты, а затем платеж производится фактически одной кнопкой. Но уже осенью мы предоставим клиентам такой сервис, как шаблон автоматических поручений. Он даст возможность повторять платеж каждый месяц определенного числа в автоматическом режиме, без непосредственного участия клиента.

Какие услуги доступны клиентам конкретно вашего банка в рамках интернет-банкинга?

С его помощью может видеть свои счета, вне зависимости от местонахождения. Можно узнать, где находятся ближайшие филиалы нашего банка и банкоматы. Есть возможность оплатить услуги ЖКХ, перевести деньги, пополнить баланс телефона и т.д. Иначе говоря, совершить все необходимые и актуальные платежи. Однажды настроив его, клиент может оплачивать свои счета, не заходя в интернет-банк.

В целом, для нас это очень важное направление. Мы видим большие перспективы в интеграции финансовых сервисов и мобильных операторов, которым будет помогать развитие рынка смартфонов. Это все та же тенденция к экономии времени — сделать банк доступным там, где и когда он нужен клиенту, и со всем необходимым функционалом. Этот тренд мы ощутили еще в 2005 году и тогда же запустили новое направление.

Насколько много клиентов сегодня пользуется услугой интернет-банкинга?

Лидером по числу клиентов в этом направлении является Сбербанк — около 7-8 миллионов. Из них примерно 1,7 миллионов — активные пользователи интернет-банкинга. Альфа-Банк сейчас на втором месте — почти 2 миллиона клиентов, подключившихся к услуге интернет-банкинга, и чуть более 1 миллиона активных пользователей. Для пояснения: активный пользователь — это тот, кто хотя бы раз в квартал зашел в интернет-банк и провел, как минимум, одну банковскую операцию.

Хочу также отметить, что с точки зрения качества услуг сегодня Альфа-Банк безусловный лидер интернет-банкинга в стране. Например, недавно на одной из банковских конференций, посвященной интернет-банкингу, обсуждался сервис нашего интернет-банка «Альфа-Клик». Многие критиковали, отмечали какие-то, с их точки зрения, недостатки, и говорили, что надо делать все по-другому. Потом один из представителей другого банка сказал, что все предложения критиков хороши, и в этом банке не раз пытались сделать что-то подобное. Однако эффекта не достигли и просто скопировали наш «Альфа-Клик». То, что нас копируют, подтверждает, что индустрию интернет-банкинга двигаем именно мы.

Известно, что Альфа-Банк уделяет большое внимание еще и такому направлению, как кобрендовые карты. Что это дает банку и его клиентам?

— На сегодня каждая пятая выпущенная карта — кобрендовая. В общей же сложности в обращении таких карт сейчас более 700 тысяч. Мы закрыли все массовые сегменты. Думаем, может быть выпустить еще одну карту — нишевую. Здесь важно определиться, какую добавленную ценность банк создает для клиента этой программой, и четко это позиционировать. Где-то эти плюсы для клиента рациональные, где-то — эмоциональные. В любом случае нам важно понимать, зачем нужна кобрендинговая карта нашему клиенту, чем она ему поможет. Поэтому для банка большое значение имеет, разделяет ли партнер эту идеологию. Мы подходим к поступающим предложениям очень избирательно, но зато каждый запущенный проект успешен.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка пластиковых карт?

Очевидно, что больше станет чиповых карт. Сейчас активно продвигаются технологии бесконтактных платежей. Банки и сами склоняются к такому варианту пластика. Но пока в этом направлении не все так просто. Развитие тормозит достаточно дорогая инфраструктура. Дело пойдет, когда все участники этой цепочки поймут, кто за это заплатит. Клиенты не всегда хотят платить дополнительную комиссию. Я говорю о частных компаниях, которые приходят на эквайринг (расчеты между банками и фирмами-акцептантами при обслуживании держателей пластиковых карточек). Однако в глобальном отношении — это очень перспективное направление.

Кстати, наш банк в этом году уже сделал подобный проект совместно с «Вымпелкомом». Суть в том, что, не имея банковского счета, и не желая его заводить, можно по sms получить реквизиты виртуальной карты, и оплачивать в интернете любой товар или услугу с помощью электронных денег и банковских карт. Сервис позволяет переводить средства на лицевые счета других абонентов сотовой связи, электронные кошельки, банковские карты.

Наиболее явные тенденции развития банковской розницы в ближайшее время.

Розница как раз наиболее показательна в плане тенденций банковского дела. В ней все тренды и изменения проявляются наиболее ярко, потому что это бизнес большого масштаба. Чтобы считаться полноценным игроком на розничном рынке, нужны достаточно большие инвестиции и определенные технологии. Это и отделения, и простые продукты, типа депозитов и кредитов, и интернет-банкинг, без которого эффективного розничного банка не построить.

Через несколько лет важное место займет и мобильный банк. Если сегодня он воспринимается, скорее, как дополнительный сервис, то через два-три года станет решающим конкурентным преимуществом. Если не будет услуги мобильного банкинга, банк просто не будут брать в расчет.

Сегодня важным стал еще один фактор — прозрачность. Скажем, 5-10 лет назад, если клиент оставался недоволен банком, то об этом знали только его ближайшее окружение и банк. Сегодня же, благодаря развитию информационных технологий, об этом уже назавтра будет знать не только вся страна, но и все русскоговорящее население мира. О чем это говорит? О том, насколько системной должна быть работа банка, насколько прозрачной, понятной, профессиональной, и с максимальным соблюдением стандартов. И не одним конкретным сотрудником, а всей системой.

Какие направления являются сейчас приоритетными для красноярского филиала Альфа-Банк? Каковы в целом планы развития?

Мы планируем развивать весь комплекс продуктов. Рассчитываем в разы увеличить выдачу кредитов наличными, активно будем продвигать и кредитные карты. Наш базовый продукт — пакеты услуг, где хорошую динамику показывают предложения для состоятельного сегмента. Ну, и продолжим расширять функционал интернет-банкинга.

На данный момент в Красноярске в разных районах города работает пять кредитно-кассовых офисов — шесть дней в неделю с 9 до 20.00. Установлено 44 банкомата, часть из которых работает в круглосуточном режиме. Есть также дополнительный офис в Железногорске. Кроме того, сейчас принято решение, исходя из потребностей наших местных клиентов, запустить в Красноярске VIP-отделение. Клиенты смогут получать круглосуточную помощь и консультации от персонального менеджера, обращаться за профессиональными разъяснениями к ведущим финансовым аналитикам банка. Кроме финансовых услуг, VIP-клиентам банка будут доступны сопутствующие сервисы, такие как доступ в бизнес-залы российских аэропортов, трансфер в аэропорт и встреча из аэропорта, услуги адвоката крупнейшей московской консалтинговой компании и т.д.

Планируете ли развитие актуального сейчас ипотечного кредитования?

Безусловно. И в этом направлении у нас уже появились новые интересные продукты. Например, целевой кредит под залог имеющейся квартиры. Теперь наши заемщики имеют возможность приобрести квартиры, как на вторичном, так и на первичном рынке недвижимости под залог того жилья, которое на данный момент находится в их собственности. Кроме того, с 29 августа наш банк снижает ставки по программе «кредит на приобретение жилого дома (коттеджа)».

Рекомендуем почитать