Главная
>
Статьи
>
Константин Шумов: «Разговоры о дефиците территории в Красноярске носят спекулятивный характер»

Константин Шумов: «Разговоры о дефиците территории в Красноярске носят спекулятивный характер»

25.07.2012
8

Главный архитектор края, а также руководитель региональной службы по контролю за градостроительной деятельностью Константин Шумов уверен – Красноярску не стоит расти вширь. У города есть достаточно территорий под строительство, но они не всегда выгодны застройщикам – там нужно переселять людей, сносить ветхое жилье и вести кропотливую работу со всеми участниками градостроительного процесса. В эксклюзивном интервью интернет-газете Newslab.ru он рассказал, будет ли после недавнего скандала большая стройка в поселке Солонцы и какие территории в городе строителям необходимо осваивать в первую очередь.

Иерархия земель

Константин Юрьевич, первый вопрос – кто гКонстантин Шумовлавный? Чей генплан главнее – города, края, села? 

У нас существует административно-территориальное деление. То есть город Красноярск – это самостоятельное муниципальное образование, которое имеет границы. Оно граничит с тремя районами – Березовским, Емельяновским и Манским. У каждого этого района в свою очередь есть своя территория, свои общие границы и границы отдельных муниципальных образований – поселковых или сельских советов, а также отдельных населенных пунктов. У нас довольно сложная многоиерархическая структура самоуправления.

У каждого муниципального образования есть собственные полномочия, предоставленные Градостроительным кодексом. У городского образования Красноярск внутри своих границ -  собственные полномочия, у Емельяновского района – свои. Те же Солонцы никогда не входили в границы Красноярска, поэтому их развитие – это прерогатива районной власти и Солонцовского сельсовета. Другой вопрос, что развитие Красноярска как городского округа, как самостоятельного муниципального образования, должно быть ориентировано на перспективное сотрудничество  в области градостроительства с пограничными муниципальными образованиями.   

Есть ли примеры такого сотрудничества?

Например, у Красноярска полностью на сегодняшний день исчерпана территория кладбища Бадалык. Это серьезнейшая социальная проблема. А вот на территории Шуваевского сельсовета Емельяновского района свободные земли есть. Значит это общий вопрос. Значит, мы должны выходить с городской кладбищенской функцией на территорию соседнего муниципального района. Но возникает вопрос – где географически должно располагаться это кладбище, не будет ли оно мешать или затрагивать интересы населения, проживающего на близлежащей территории. Мы ведь при этом взаимодействии не должны ущемлять права ни людей, ни целых районов. Но нам сейчас необходимо 200 гектаров для размещения нового кладбища. В итоге только путем переговоров, взаимодействия между администрациями разного уровня мы найдем оптимальное решение.

Так в итоге нашли?

Да, наша служба курировала вопрос выбора нового кладбища. В итоге проблема была решена, земли найдены. Как раз на территории Шуваевского сельсовета.

Аналогично и с жильем?

Точно так же. Пригород Красноярска уже сегодня развивается по сути дела частично по городскому пути. Достаточно привести примеры строительства таких крупных объектов, как METRO, планов строительства IKEA, Ашана. А функция большого общественного торгового здания вообще-то характерна для города, поскольку оно обслуживает интересы в большей степени горожан. Но при этом находится за городской чертой на территории небольшого сельского поселения, население которого четыре-четыре с половиной тысячи человек. Соответственно перспективы обеспечения потребности горожан должны увязываться с перспективами развития соседних муниципальных образований и с учетом интересов их жителей.

Агломерации быть?

Константин ШумовКто главный в этом вопросе и был ли уже какой-нибудь опыт?

Это задача градостроителей. Именно поэтому мы в свое время так настойчиво поднимали тему развития красноярской агломерации. Потому что комплексный градостроительный документ, учитывающий интересы всех субъектов градостроительной деятельности, просто необходим.

Но ведь он же должен быть? Про агломерацию говорили еще на V Красноярском экономическом форуме, который прошел в 2008 году.

Он разработан, он находится сегодня в министерстве регионального развития России на заключениях и согласованиях.

Препоны внутри края возникают?

Есть понимание потребности развития города и его пригорода, но есть и глухое сопротивление этому процессу со стороны районных властей. Они говорят, да, у нас есть территория, да, мы заинтересованы в ее развитии не как сельской, а как городской местности, но к городу формально на бумаге мы присоединяться не хотим.

Но от городских привилегий они не отказываются?

Когда появился генеральный план все тех же Солонцов, то в нем появился и многоэтажный жилой район аж на 1 млн 100 тыс квадратных метров. Согласитесь, это не очень соответствует образу жизни сельской местности.

Так почему муниципалитеты против?

На этот вопрос, конечно, пусть лучше они вам ответят. Пока практика показывает, что они не хотят официально присоединяться к городу, имея свои полномочия, свою территорию, свои интересы.

Не вширь, а…

Интересы города только за его пределами?

На мой взгляд, пока городу не нужны дополнительные территории. И в большей степени разговоры о дефиците территории в Красноярске носят спекулятивный характер. Нет свободных территорий для застройки, самых сладких с точки зрения экономики для строительных компаний. Очень просто застраивать площадки, где нет ни инженерных проблем, ни транспортных. Там не нужно сносить ветхое жилье, не нужно никого переселять, ни с кем судиться. Вы, наверняка, помните историю с торговым центром «Огни», когда человек за свою хибару просил у строителей 25 млн руб. Вот, чтобы не было таких проблем, застройщики и пытаются заходить на свободные территории. А таких больше нет.

Константин Шумов

Что теперь делать?

Есть рецепт. Но сначала про расширение границ – расползаться бесконечно мы не можем. У нас не так много населения, не такая большая его плотность, чтобы раздвигать границы. На наш взгляд перспектива развития города заключается в переосвоении ранее застроенных территорий. Куда мы будем девать ветшающие помойки? Часть Николаевки, часть Покровки, Базаиха, Торгашино – это ведь все является жильем с низким уровнем комфорта. Значит, туда нужно заходить, их нужно обновлять, а не создавать новые проблемы, растягивать инженерные и транспортные коммуникации. Представьте только, мы сейчас в Солонцах построим миллион с лишним квадратов. Все это население ведь не будет работать исключительно в Солонцах. Оно будет мотаться в Красноярск как минимум утром, а вечером ехать обратно. Это мы какую нагрузку положим на транспортную инфраструктуру? Сегодня в сторону Солонцов – четыре полосы, в перспективе, о которой я сказал, потребуется минимум шесть-восемь.       

Генплан Красноярска теперь нужно переписать под тот документ, который находится в минрегионразвития?

Старый генеральный план свое время отжил. Реализация его была, кстати, более чем интересна – он реализован со значительными отступлениями. Необходим новый генплан Красноярска как ядра красноярской агломерации. Край этой темой озаботился еще в 2006 году, когда одним из первых в России принял комплексную программу территориального планирования Красноярского края. Нужно было разработать градостроительные документы в интересах всех участников процесса – то есть муниципальных образований, инвесторов и самого края. Поэтому мы просубсидировали бюджеты районов, сельсоветов и городских округов, чтобы они могли сделать актуальную градостроительную документацию. Нам нужны были комплексные взвешенные решения, чтобы не каждый «князек» сидел и проектировал под себя.

Но если взять все тот же генплан Солонцов. Был один, сейчас другой…

Любой генеральный план – это не догма. Разработанный в 2006 году и принятый в 2007-м генплан Солонцов сделан был очень быстро. Почему? Если вы помните, в то время было поручение президента страны и федерального правительства поддерживать и развивать малоэтажное строительство. Для того чтобы не сорвать установки федеральной власти и дать возможность населению принять участие в малоэтажном строительстве, опережающими темпами были определены площадки для развития «малоэтажки». И вот площадка «Новалэнд» как раз и была создана, чтобы обеспечить старт проекта. А посему и генеральный план Солонцов был разработан довольно быстро. Но я еще раз напомню, что генеральный план – это не догма. Он постоянно должен мониториться и актуализироваться под те задачи, которые нам ставит жизнь.

Губернатор поручил разобраться с генпланом поселка…

Да, мы сейчас проводим проверку Солонцовского сельсовета по поручению губернатора на предмет законности внесенных изменений в генплан – когда там появились проекты многоэтажной застройки. Первоначально в редакции 2007 года они не предполагались.

Но все же появились. Не с воздуха ведь?

Федеральное правительство ведь доводит до губернатора требуемые объемы ввода нового жилья, да еще и темпы его роста. Так вот для того, чтобы эти задачи обеспечить, нам нужно опережающими темпами готовить земельные участки для предоставления застройщикам. Так мы обеспечиваем тот самый рост объема ввода жилья.

На каком этапе находится новый генплан поселка?

Сегодня в правительстве края согласован новый генеральный план Солонцовского сельсовета – это и Дрокино, и Солонцы. Если все хорошо пройдет у муниципалов с публичными слушаниями, то до конца года он будет утвержден. А с утверждением нового генплана автоматически отменяется старый.

В нем есть многоэтажная застройка?

Планируется.

Фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать