>
>
>
Пьяный за рулем — пьяный за решеткой

Пьяный за рулем — пьяный за решеткой

12.09.2012
13

Разговоры о тяжести наказания для водителей, которые в нетрезвом виде сели за руль и насмерть сбили человека, ведутся давно. Разговоры об ужесточении наказания — ровно столько же. Депутаты Государственной думы подошли к теме ближе всех. Они предложили равнять убийство по неосторожности в ДТП с умышленным убийством. По крайней мере, такой вывод напрашивается после ознакомления с новым законопроектом.

«Только за 10 дней июня сотрудниками ДПС на дорогах края выявлено и отстранено от управления автомобилями 679 водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, дорожно-транспортные происшествия по вине пьяных водителей по-прежнему происходят на дорогах края. За прошедшие сутки в крае 14 человек ранены и 3 погибли по вине нетрезвых водителей».

Это обычная сводка для сайта ГИБДД Красноярского края. Первое, что выскочило на запрос о пьяных водителях. Несмотря на все игры с сотыми долями промилле, по сути, незаконные облавы и перекрытия дорог в поисках выпивших гонщиков, люди гибнут. По мнению некоторых депутатов Госдумы, ситуацию сможет изменить ужесточение наказания. Группа народных избранников внесла законопроект, который не только увеличит сроки, предусмотренные Уголовным кодексом, но также введет нижние пороги этих сроков.

Так, например, сейчас, если пьяный за рулем стал виновником аварии, в которой погиб человек, ему грозит лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Если под колесами погибли более двух человек — лишение свободы на срок до девяти лет и лишение прав на срок до трех лет. Но в стране под названием Россия все очень интересно — именно для таких преступлений появляется более мягкое наказание — принудительные работы сроком до пяти лет. Получается, что сбил насмерть одного человека — сел максимум на семь лет. Сбил двоих — отработал в специальном центре пять лет. Объяснить парадокс в УК уже, наверное, не сможет никто.

Итак, что же предлагают парламентарии? Во-первых, убрать принудительные работы. Во-вторых, увеличить сроки заключения. В-третьих, установить нижнюю планку наказания. Мотивировали свое предложение депутаты вполне логично — часто судьи принимают довольно мягкие решения в отношении виновных в пьяной аварии. Раздача направо и налево условных сроков является обыкновенной практикой, особенно когда в качестве виновного — сотрудник полиции.

В случае гибели одного человека в результате пьяной аварии минимальное наказание не должно быть ниже трех лет реального лишения свободы. В случае с двумя и большим количеством погибших не менее пяти лет заключения. Увеличение максимальных сроков таково: за одного погибшего — до девяти лет, за двоих и более — до 15.

В целом по всем опросам данная мера должна быть встречена «на ура» в обществе, однако здесь появляется некая юридическая коллизия — такие большие сроки заключения в России предусмотрены для тех, кто совершил умышленное убийство. Напиться, сесть за руль и насмерть сбить человека — не является делом умышленным. Все это официально в рамках закона — причинение смерти по неосторожности. Ну, напился, ну сбил человека — не специально ведь, умысла-то не было. И это главный барьер, который предстоит преодолеть депутатам.

Депутат красноярского городского Совета Александр Глисков считает, что ужесточение наказания не приведет к желаемому эффекту — а именно не снизит смертность в ДТП по вине пьяных водителей.

— Проблема в том, что в данном случае, сколько не увеличивай наказание, профилактический эффект от этого не возрастает. Именно потому, что это категория преступлений, совершенных по неосторожности — ведь потенциальный нарушитель заранее не планирует совершать ДТП, — говорит депутат и юрист. — На мой взгляд, более целесообразно внести в кодекс об административных правонарушениях такой вид наказания как пожизненное лишение права управлять транспортным средством за управление им в состоянии опьянения. Вот тогда у желающего сесть в пьяном виде за руль будет серьезный повод задуматься: а не проще ли вызвать такси?

Депутат краевого Законодательного собрания Марина Добровольская, напротив, считает, что ужесточать наказания нужно, поскольку сейчас нетрезвые виновники аварий со смертельным исходом «получают условные сроки или колонию-поселение, а это совсем не дело».

— Считаю, что ужесточать нужно обязательно. Кроме того, я бы предложила обязательное возмещение родственникам погибших морального и материального вреда — пусть вкалывают на тяжелых производствах и выплачивают компенсации, — заявила краевой депутат.

Получит ли инициатива поддержку большинства народных избранников в Государственной думе, станет известно до нового года — осенняя сессия депутатов всея Руси стартовала только вчера.

Рекомендуем почитать