Главная
>
Статьи
>
«Тим Талер, или Проданный смех» в Красноярском ТЮЗе

«Тим Талер, или Проданный смех» в Красноярском ТЮЗе

28.09.2012
0

Театр юного зрителя официально открыл сезон премьерой детского музыкального спектакля «Тим Талер, или Проданный смех» по одноименной сказочной повести немецкого писателя Джеймса Крюса. Спектакль поставила молодой режиссер Полина Стружкова, которая в принципе специализируется на детской драматургии. В пику звенящей фамилии главного героя, вышло задорно, звонко, забавно – но, к сожалению, ни на одну «з» не более того.

Популярный сказочный вопрос «как обмануть черта после того, как он обманул тебя?» вкупе с суровой социальной моралью «не в деньгах счастье» красуются на знаменах этой истории. Десятилетний гамбургский мальчишка Тим Талер заключает договор с загадочным бароном Трёчом – отдает этому зловещему господину свой смех в обмен на возможность выигрывать любое пари. Поначалу сделка кажется Тиму стоящей, ведь теперь можно заработать уйму денег; ему, живущему со своей мачехой и родными в нищете, именно бедность представляется главной причиной того, что люди вокруг так злы и нетерпимы по отношению друг к другу. Однако барон неспроста полагает детский смех выгоднейшим из своих приобретений, в чем герою предстоит убедиться на горьком опыте самому, а также, по возможности, убедить маленьких зрителей.

Действие спектакля разворачивается среди металлических цистерн, корабельных канатов, лесенок, оторванных трамвайных сидений и неоновых вывесок – точь-в-точь Гамбург начала прошлого века. Атмосфера задается первой, очень яркой и по-хорошему агрессивной сценой, когда Тим в исполнении Сергея Тисленко рассказывает о своей жизни под аккомпанемент музыкального бэнда, наяривающего что-то веселое на барабанах и трубах где-то на верхотуре. Звуков здесь вообще много – есть еще скрипка и аккордеон, а капелла «плакальщиков» на похоронах отца главного героя, отбиваемые на крышках ржавых бочек ритмы и так далее  - и количество их в некотором роде компенсирует общую недоговоренность. Это слово следует понимать буквально – в процессе просмотра «Тима Талера» постоянно возникает ощущение, что персонажи могли сказать больше, но их реплики были вытеснены омузыкаленными этюдами, несущими скорее настроенческую, нежели смысловую нагрузку. 

Это, конечно, не беда, но в результате некоторые важные вещи вообще оказались не произнесенными. Например, почему среди всех весельчаков планеты барон Трёч выбрал именно Тима? Режиссер не предлагает нам каких-либо ситуаций, в которых смех помогал бы мальчику преодолевать трудности (за исключением сомнительной сцены, в которой Тим, хохоча, рассказывает, как его ненавидят все окружающие, от родной сестры до толстого уличного молочника).  Да и в чем, собственно, провозглашаемая ценность смеха? У Крюса это, в первую очередь, символ свободы, и именно поэтому к обладанию им так стремится богатый, но скованный своими золотыми цепями барон. Здесь же смех до самого финала так и остается товаром, меновой вещью; получивший его назад, но вновь обедневший  Тим внезапно оказывается в объятиях скупой, однако разом подобревшей родни. Зрителю предлагается как бы априори принять точку зрения, что смех лучше и важнее, чем деньги - возможно потому, что в арсенале режиссера нет иных аргументов кроме вечно хмурой физиономии Тима Талера.

Все эти частные недосказанности плохо влияют на структуру постановки. Так, существенную её часть занимает сказочная новелла о принцессе-несмеяне, которую сумел развеселить хитроумный бродяга. Будучи пару раз упомянутой героями, в итоге она на добрый десяток минут возникает на сцене в виде самостоятельного драматического действа, этакой откровенной и действительно забавной клоунады, при этом имеющей весьма смутное отношение к основным событиям. Несомненно, какая-то вставная история для иллюстрации тезиса «кто смеется, с тем сам черт не сладит!» была необходима, однако в таком виде она лишь занимает время, а вовсе не работает на основную идею спектакля.

Задорно, звонко, забавно, но в целом непримечательно. В качестве премьеры детского театрального сезона «Тим Талер», по сути, задал нижнюю планку, которую обязательно нужно за весь год  постараться ни разу не сбить.

Евгений Мельников,
фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать