Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Потребительская биология

Потребительская биология

10.09.2013
2

Надписи «био», «экологически чистое», «органическое» в скором времени могут исчезнуть со многих этикеток продуктов питания. В федеральном Минсельхозе готовят закон «О производстве органической продукции в РФ». В ведомстве надеются, что эти и другие меры позволят обезопасить потребителей, подержать отечественных фермеров и даже способствовать выводу нашей сельхозпродукции на зарубежный рынок.

Очевидно, что в большинстве случаев «натуральная» продукция таковой не является. Дело в том, что существует ряд абсолютно четких и понятных критериев, определяющих натуральность. Такие правила есть в США, Европе и Японии. Учитывается множество факторов. Если это растительная продукция, то в каком районе она выращена, какие препараты использовались для удобрения, какие семена и т.д. Если это мясо, то органикой будет считаться лишь тот кусок, который вырастили в экологически чистом районе, кормили «зелеными» кормами, а не биодобавками. Конечно, настоящих критериев гораздо больше. По замыслу инициаторов, устанавливать подлинность продукта будет Россельхознадзор. По окончании проверки — получение сертификата. В противном случае производитель не имеет права лепить лейбл «органика».

По словам исполнительного директора Краевого экологического союза Николая Зубова, спекуляции на «зеленой» теме встречаются достаточно часто: «Это происходит везде — во всех сферах, а не только при розничной продаже продуктов питания. Быть „зеленым“ модно. Но если присмотреться, то содержание не всегда соответствует сути. Вот например, в одном из поселков бравируют тем, что строят дома из настоящего кедра. Спору нет — жить в таком доме приятно, и это бесспорно экологически чистое жилье. Но ведь строить из кедра — это кощунство. Вырубка этих деревьев наносит большой урон природе. Ну а уж с продуктами питания, которые якобы полезны и экологически безвредны, таких примеров и того больше».

Зубов говорит, что полностью поддерживает введение новых правил игры в продуктовом ритейле. С другой стороны, для того чтобы ситуация на рынке действительно изменилась и потребитель получал качественный продукт, нужно создать рабочий закон. «Все зависит от того, как будет исполняться закон. Чтобы были результаты, нужно стопроцентное исполнение», — подчеркивает Зубов.

Однако закон призван не только защитить потребителей, но и производителей. Планируется, что лейбл натуральности позволит легче проникать нашим продуктам на рынки Запада. Правда, как именно этот механизм будет реализован на практике, в Минсельхозе не пояснили. То чего нет у них и так на ура уходит без каких-либо этикеток. Икра и прочая русская «классика» стоят немалых денег и пользуются неизменным спросом.

Впрочем, вопрос не только в этом. Некоторые считают, что для россиян в принципе не так важна экологическая составляющая продукции. Большая часть населения страны — до 90% — ориентируется исключительно на стоимость товара. Приставки «био» и подобные являются критерием при выборе лишь для незначительно доли населения.

Так что кажется, проект с этикетками коснется лишь бизнес-составляющей, но со временем вполне может приучить россиян к хорошим продуктам. Правда, так ли уж нужна какая-то этикетка знакомому дяде Ване, который всю жизнь угощал вас медом со своей пасеки? Вряд ли. К тому же некоторые видят в новых правилах возможности для давления на бизнес и организации новых поборов. Как следствие, скачка цен.

Но сами производители, похоже, даже ждали нововведений. По крайней мере, никаких возгласов недовольства относительно закона не наблюдается. В европейской части России уже даже организовано несколько так называемых органических союзов. В структуры вошло сразу несколько производителей сельхозпродукции. Причем инициаторами выступили именно сами предприниматели. Идею даже поддержали депутаты некоторых регионов.

Будет ли на самом деле работать такой искусственно созданный бренд натуральности, покажет время. Очевидно, что хоть обертка и решает многое при продаже, все-таки не это главное. Впрочем, как показывает практика, иногда главное — это умение продать.

Марк Захаров, интернет-газета Newslab.ru

Красноярских экспертов шокировала «Докторская колбаса»

Красноярские супермаркеты призвали фермеров к порядку

Рекомендуем почитать