Главная
>
Статьи
>
Власти и взятки

Власти и взятки

15.10.2013
19

Newslab.ru продолжает цикл статей о развитии гражданского общества в Красноярском крае. Очередной гость — член Совета Гражданской ассамблеи края, председатель Общественной палаты правозащитных организаций, профессор СибГАУ Александр Пузанов. Его работа посвящена одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем страны и региона — борьбе с коррупцией.

Недостаточное наказание и нечеткость законов

председатель Общественной палаты правозащитных организаций, профессор СибГАУ Александр ПузановСостояние коррупции в России таково, что противодействие ей должно стать первостепенной задачей органов власти всех уровней. В России искоренение коррупционных проявлений ведется согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» тремя способами: предупреждением, борьбой с ней и ликвидацией (минимизацией) последствий правонарушений.

Если борьбой с коррупцией занимаются правоохранительные органы, то организацией ее профилактики должны заниматься государственные и муниципальные органы во взаимодействии с институтами гражданского общества и обычными гражданами.

Реализуемая в Красноярском крае на протяжении последних лет антикоррупционная политика ориентирована на максимальное соответствие принципам федерального и регионального законодательства и отражает актуальную проблематику защиты прав и интересов граждан от возможных коррупционных проявлений. С 2012 года деятельность органов государственной власти Красноярского края в этой области ведется на основе государственной антикоррупционной программы края на 2012 — 2013 годы. Главная ее цель — создать условия для снижения уровня коррупции в органах государственной власти края и иных государственных органах.

Задачи по координации госполитики в области противодействия коррупции решаются на заседаниях Совета при губернаторе края по противодействию коррупции и специальной комиссией. Для независимой экспертизы проекты нормативных правовых актов органов власти края размещаются на их официальных сайтах или на едином краевом портале «Красноярский край» (в разделе «Проекты нормативных актов Красноярского края») с указанием дат начала и окончания приема заключений. Кроме того, для поддержки общественных антикоррупционных инициатив при органах исполнительной власти края по предложению Совета Гражданской Ассамблеи края созданы общественные советы.

Впрочем, большинство жителей края считают, что меры, предпринимаемые властями при борьбе с коррупцией, недостаточны. Это подтверждают проведенное в сентябре 2012 года социологическое исследование «Оценка эффективности государственной политики в сфере безопасности и противодействия коррупции в Красноярском крае». В ходе опроса самыми частыми остаются причины коррупции, связанные с несовершенством законодательства и низким контролем за действиями чиновников. Жители края перестают видеть основную причину коррупции в «недостаточном наказании за коррупцию», большее значение приобретают такие причины как «нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования, противоречия законов друг другу» и «плохая работа правоохранительных органов».

В то же время сравнение результатов исследований, проведенных в 2010-2012 годах, позволяет сделать вывод, что за прошедшие два года жители края стали менее критично оценивать эффективность мероприятий властей по борьбе с бытовой коррупцией. Доля опрошенных, которые считают предпринимаемые меры эффективными, увеличилась на 5,1%, а доля критично настроенных уменьшилась на 11,8%.

За последний год значительное увеличение критических оценок населения по поводу эффективности деятельности властей произошло по следующим направлениям: повышение эффективности работы краевых органов власти; совершенствование процедур государственных конкурсов; совершенствование работы правоохранительных органов по делам, связанным с коррупцией; повышение эффективности судов по делам, связанным с коррупцией. Этому способствовало повышение открытости органов власти края и получения жителями края доступа к информации о деятельности органов государственной власти Красноярского края.

Ежегодные социологические исследования, проводимые в Красноярском крае, показывают, что 52% респондентов считают, что средства массовой информации предоставляют достаточное количество информации о деятельности органов краевой власти. Удовлетворены существующим положением только 30% жителей края, 20% затруднились ответить на вопрос, а половина населения считает информационную открытость недостаточной. В значительной степени такой результат определяется невысоким процентом использования современных коммуникационных технологий и низкой информационной культурой в обществе. Выборочные опросы даже среди студентов, безусловно, много работающих с интернетом, показывают, что они слабо представляют, какой объем информации находится на официальных сайтах органов государственной власти. Таким образом, есть большой разрыв между реальным объемом информации о деятельности государственных органов и представлением людей об этом.

Свобода от административного ресурса

В противодействии коррупции со стороны общественности наиболее заметны отдельные организации, инициативные граждане, группы и сообщества, активно использующие блогосферу для своих разоблачительных публикаций. Появились также псевдоборцы с коррупцией — общественные объединения с громкими названиями, позиционирующие себя как структуры, приближенные к правоохранительным органам, в то же время за плату обещающие предпринимателям защиту от коррупции, то есть по сути сами включенные в коррупционные отношения.

К сожалению, общественные советы при органах исполнительной власти пока недостаточно активны. А ведь общественные советы могли бы сыграть особую роль в обеспечении контроля работы органов исполнительной власти. Особенно в том, что касается эффективного расходования бюджетных средств и распоряжения имуществом, а также контроля за расходами чиновников.

Антикоррупционные меры, принимаемые властью, сами по себе необходимы. Однако их эффективность зависит не от количества проведенных мероприятий и рассмотренных вопросов, а от системности, от снижения административных барьеров. Так активная часть общества сможет почувствовать открытые возможности для самореализации в бизнесе и политике, свободу предпринимательства без привязки к административному ресурсу. В этой связи одна из ключевых задач сегодня — формирование общественного мнения о том, что борьба с коррупцией — не кратковременная кампания и не фрагментарные усилия.

Анализ состояния мероприятий по противодействию коррупции позволяет сформулировать следующие предложения.

  1. Сформировать в исполнительных органах государственной власти антикоррупционные комиссии и рабочие группы, в состав которых включить представителей общественности.
  2. Рассмотреть возможность учреждения особого государственного органа — Уполномоченного по противодействию коррупции в Красноярском крае. Целью его должна стать реализация антикоррупционной политики, содействие органам и организациям, ведущим борьбу с коррупцией в крае.
  3. Вести регулярный, не реже одного раза в год, мониторинг вовлеченности институтов гражданского общества в деятельность специализированных антикоррупционных органов на территории края.
  4. Оказывать финансовую поддержку в форме ежегодно проводимого грантового конкурса для НКО, участвующих в реализации антикоррупционной политики.
  5. Продолжить проводить совместно с правоохранительными органами круглые столы по антикоррупционной проблематике.
  6. Чаще рассказывать гражданам об успешных проектах, осуществленных в рамках противодействия коррупции, а также формировать реальный имидж органов власти, отдельных учреждений и структур, зачастую воспринимаемых как наиболее коррумпированные.

По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.

Александр Пузанов

Глава красноярского Центра противодействия коррупции задержан за подкуп

Попавшегося на взятках начальника учебного авиацентра в Красноярске оставили на свободе

В Красноярске адвокат и следователь подозреваются в вымогательстве

Директора красноярской общественной организации заподозрили в мошенничестве

Рекомендуем почитать