Главная
>
Статьи
>
«Эстроген» в Красноярском театре юного зрителя

«Эстроген» в Красноярском театре юного зрителя

23.10.2013
6

«Эстроген» в Красноярском театре юного зрителяПопытка разложить хореографический пасьянс при помощи колоды драматических актеров достойна уважения уже сама по себе, поэтому смелой женщине и, по совместительству, балетмейстеру Наталье Шургановой хотелось поаплодировать еще до знакомства с постановкой. Эксперимент на выходе обернулся победой с терпким ароматом кавычек: с одной стороны, у «Эстрогена» есть хорошие шансы стать самым зрительским из всех спектаклей правобережного театра; с другой стороны, большей банальности за последние пару лет в ТЮЗе точно не ставили.

Ничего затейливого в этом дуплете, с черной «восьмеркой» в правой лузе, нет. Притягательная в своей спекулятивности и абстрактности тема, облеченная в удобную для восприятия форму, красивые артисты, популярная музыка, даже упакованная в программку конфета — всё это вроде бы изначально настраивает зрителя на благостный лад. Однако, как бы ни была заведомо сильна идея показать загадочную женскую натуру через таинство пластического спектакля, в отсутствии жесткого каркаса (а та же Шурганова признавалась, что сюжетную фактуру собирает с бору по сосенке) она воплотилась в беспорядочный набор хореографических скетчей с минимальными драматургическими вставками. Каждый из эпизодов весьма прямолинеен и удручающе банален: вот забавная толстушка грезит поочередно то о мужчинах, то о бутербродах, вот симпатичная кукла кувыркается в руках равнодушных мужчин, вот дама бальзаковского возраста страдает от равнодушия молодого любовника, и так далее.

То, что потенциально интересный разговор режиссер сводит к обмену бородатыми анекдотами и наиболее ординарными разновидностями love-story, еще полбеды. Далее начинаются проблемы сугубо технического характера; например, музыкальное оформление спектакля, в котором творчество Изабель Жеффруа соседствует то с полонезом, то с синтетической электроникой, выглядит чересчур эклектично даже для экспериментальной постановки. Артисты, в ходе работы над «Эстрогеном» солидно расширившие диапазон своих умений, тем не менее, очевидным образом не готовы для такого рода действа. Отсутствие необходимых навыков отчасти компенсируется упрощенной (и совершенно клиповой) хореографией, однако танцевальные этюды все равно кажутся комплексом механистических упражнений вроде маневров на плацу, выполняемых старательным взводом новобранцев. В таких условиях невозможно говорить о какой-либо характерности персонажей; более того, невозможно даже как-то объединить их в рамках одной системы координат, пусть сугубо декоративной — внешняя аляповатость костюмов и оформления сцены ассоциируется исключительно с безвкусной дамской сумочкой, в которую побросали все подряд, особенно не задумываясь над применением содержимого.

Как итог, воспринимать «Эстроген», который от визуальной красоты прячется за громыхающей музыкой и пестрыми коллажами, а от интеллектуальной — за дурашливыми сценками, можно одним единственным образом — снисходительно. Это, конечно, смелое утверждение, но сдается, что женский мир устроен несколько сложнее.

Евгений Мельников,
фото: Даша Королькова 

Рекомендуем почитать