Главная
>
Статьи
>
Географ глобус пропил

Географ глобус пропил

08.11.2013
31

Режиссер — Алексей Велединский

В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Анфиса Черных

Продолжительность — 120 мин.

На экраны вышел фильм Алексея Велединского «Географ глобус пропил», снятый по одноименной книге пермского писателя Алексея Иванова. «Географ» получил на последнем «Кинотавре» и главный приз, и приз жюри кинопрокатчиков, а Константина Хабенского наградили за главную мужскую роль. И за этими наградами — не просто качественное и интересное отечественное кино (хоть и редкое), а утерянное сегодня, но важное чувство сопереживания происходящему на экране.

Действие романа Иванова происходит в 90-х, но на экранах — Пермь наших дней, будничная, нестоличная, как сотни других городов в стране. Виктор Служкин (Константин Хабенский) кутается от хмурой осени в пальто и направляется в ларек за пивом. На пермской набережной краснеет знаменитая надпись «Счастье не за горами», и это так: выпивающий биолог Служкин, которого то и дело пилит жена (Елена Лядова) наконец устраивается в школу учителем географии. Не имея спасительных карт и компаса, герой начинает плавание в педагогическом море, куда впадают как любовь, так и презрение.

«Географ» Велединского получился не просто про учителя, фигуру для российской культуры если не ключевую, то точно особенную, а про не вписывающегося в негласно установленные социальные и человеческие координаты интеллигента. Его друг детства Будкин «работает коррупционером», и жена географа не прочь бы уйти к нему, стабильному и понятному. Герой же Хабенского — неудачливый, дурацкий, неврозный и ироничный, выпивающий и переживающий глубоко, но не настолько, чтобы отказывать себе в счастье и возможности пошутить. Это такой герой нашего времени, с одной стороны, уникальный: конкретный пермский географ, перекидывающийся в картишки с учениками, читающий дочке на ночь Пушкина и приударяющий за учительницей немецкого. С другой стороны, Служкин — это про всех нас в России, живых, любящих, в большинстве своем нестоличных, жалующихся на мизерные зарплаты, но живущих порой удивительно весело и счастливо. И в этом смысле «Географ» не просто кино с условным героем, это кино с глубоким литературным образом героя. Недаром при просмотре возникают ассоциации со всеми «лишними» и «маленькими» людьми из классики, а также «Полетами во сне и наяву» и «Осенним марафоном».

Алексей Велединский, снявший до этого фильмы «Русское» и «Живой», сделал «Географа» трагикомедией, в которой все трагедии обеззараживаются неказистостью учителя, которого удивительно честно сыграл Хабенский. Вот пьяный именинник Служкин с отчаянием, силой раскачивается на качелях в пустом дворе, словно хочет выпустить всю боль от семейных неурядиц, но тут же летит в кусты. Вот сексапильная учительница немецкого толкает обличительный монолог про то, как географ ловко устроил любовную интригу, а подвыпивший «шут гороховый» в это время неловко управляется с диванной подушкой. Там, где остальные герои пытаются приноровиться к жизни отчаянием, ворчанием, сексом или равнодушием, географ советует другим «постараться быть счастливыми». Сам он так и поступает, и оказывается прав.

Но от идеализации образа Виктора Служкина картину спасает школьная линия, с веселым и страшноватыми перепалками незадачливого учителя и учеников, «которым вообще ничего не надо». Жутковатые (но, опять же, не лишенные юмора), приключения географа с учениками на сплаве по реке Каме, с одной стороны — настоящая инициация подростков, школа жизни, с другой — «чистой воды уголовщина». И в этом контрасте весь «Географ». Непростой, полный культурных перекличек, щемящий и напряженный, но в то же время очень яркий, понятный и да, веселый. Как жизнь, что ли.

Анна Груздева

Рекомендуем почитать