Школьное питание — тема чрезвычайно важная, поскольку напрямую связана со здоровьем подрастающего поколения наших сограждан. Однако, несмотря на ежегодное выделение существенных средств из бюджета Красноярска, дела с обеспечением школьников горячим питанием обстоят не слишком хорошо.
По данным управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, среди учащихся в последние несколько лет наблюдается значительное ухудшение здоровья. Увеличился процент заболеваемости органов пищеварения у школьников — в виде гастритов, функциональных расстройств желудка и дуоденитов.
Эксперты отмечают, что рост заболеваемости свидетельствует о «недостаточном комплексе проводимых мероприятий по обеспечению полноценного сбалансированного, безопасного питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях».
В то же время в системе организации школьного питания наблюдаются некоторые странности. Которые нам, депутатам, хотелось бы прояснить.
- Странность первая. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 94, доля заказов, которые в обязательном порядке необходимо размещать у субъектов малого предпринимательства, должна быть не менее 10 и не более 20 процентов (с 2014 года — 15 процентов). Тогда как в Красноярске по итогам 2013 года субъекты малого предпринимательства оказались поставщиками питания в 73% школ.
Нет, никто не спорит, конечно, что малый бизнес необходимо поддерживать! Но ведь делать это надо без нарушения законодательства и не в ущерб детскому здоровью! В результате в ходе одного лишь рейда по общеобразовательным учреждениям Советского района Красноярска, где питание организовано субъектами малого предпринимательства, управлением Роспотребнадзора было изъято почти 40 партий недоброкачественных пищевых продуктов.
К тому же, как отмечают проверяющие, такими поставщиками «используются полуфабрикаты промышленного производства, изготавливаемые с применением различных пищевых добавок, усилителей вкуса, специй и реализуемые в замороженным виде». - Странность вторая. В 2008 году в Красноярске в рамках национального проекта «Образование» был реализован экспериментальный проект «по совершенствованию организации питания». И на него было потрачено почти 64 млн. рублей. Результат? По итогам проверки, проведённой городской Счётной палатой, выявлены многочисленные нарушения. Участвующие в проекте общеобразовательные учреждения города не имеют достаточно площадей для перепланировки с выделением холодильных цехов, соответственно, в таких школах переоборудование осуществлено не было, вместо капитального ремонта в одиннадцати учреждениях проведён текущий ремонт, некоторое оплаченное оборудование вообще не поставлено в школы!
Однако, несмотря на предшествующий негативный опыт, администрация Красноярска утвердила аналогичную программу и на 2011-2014 гг., и объём финансирования из бюджета города по ней составит уже 66 млн. рублей! - Странность третья. В Красноярске уже много лет функционируют два специализированных муниципальных предприятия: «Школьный комбинат питания № 38» и «Комбинат школьного питания № 13». При этом большая часть аукционов на поставку питания администрация города организует таким образом, чтобы комбинаты питания не смогли в них принять участия.
В итоге муниципалы кое-как сводят концы с концами, поставляя питание в сельские школы. В отличие от других муниципальных предприятий, деньги, необходимые на обновление основных средств, бюджет комбинатам питания не выделяет.
Складывается впечатление, что они намеренно подводятся к предбанкротному состоянию в целях последующей приватизации по заниженной цене.
На прошлой неделе вопросы, связанные с организацией питания в школах, были рассмотрены на комиссии по науке, образованию, молодёжной политике и культуре. Депутаты решили потребовать с администрации Красноярска разработать концепцию организации питания в школах, а также в ближайшее время проехать по организациям, поставляющим питание, чтобы на месте оценить, в каких условиях оно готовится.
Александр Глисков