Главная
>
Статьи
>
Дягилевский фестиваль

Дягилевский фестиваль

05.05.2014
0

Дягилевский фестивальВ России есть несколько интересных культурных событий, на которые нужно стремиться попасть или хотя бы знать о них — это Чеховский фестиваль в Москве, фестиваль нового европейского театра «NET», балетный «Benois de la dance», фестиваль театров танца «ЦЕХ», и, конечно, Дягилевский фестиваль в Перми. В 2014 году фестиваль пройдет в восьмой раз, с 19 по 30 июня, и снова станет огромным событием в мире музыки и театра. В его программе одна мировая премьера, одна российская, все самое неожиданное, новое, показывающее, как театр может жить в современном мире.

Фестиваль проводится с 2003 года и носит имя самого, пожалуй, известного подвижника искусства: Дягилев всегда поддерживал необычное и прогрессивное, эти же цели преследует и фестиваль. Дягилев провел десять лет своей жизни (с 8 до 18 лет) в Перми — теперь в доме его семьи находится музей. Там пройдет симпозиум «Дягилевские чтения» — ежегодное собрание критиков, историков искусства для обсуждения тенденций и экспериментальных направлений фестиваля.

Откроется фестиваль тремя премьерами, сделанными в сотрудничестве Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с фондом Баланчина. Первая — это неоклассический балет о покровителе искусств «Аполлон Мусагет». Вторая — «Каприччо для фортепиано с оркестром» («Рубины»), образчик хореографического стиля Баланчина. И третья — «Симфония в трех движениях», раскрывающая самое важное в соавторстве Стравинского-Баланчина: ритм, пульс, движение — и позволяет «видеть музыку, слышать танец».

Еще одна премьера фестиваля — опера «Носферату». Эта опера — одно из самых долгожданных событий сезона и уникальный случай в театральной практике, когда сам театр выступает инициатором создания произведения. Исполняться она будет на латинском и русском языках. Везде предупреждают, что в зал будут пускать только по паспорту, то есть зрителей старше 18 лет, и обещают невероятное эмоциональное напряжение. Сюжет оперы основан на древнегреческом мифе о переходе Персефоны в царство мертвых, а Носферату выступает аналогом Аида (царя подземного мира), поэтому основными предметами на сцене будут аптекарские бутылки, камни, ритуальные ножи и гробы. Опера принадлежит композитору Дмитрию Курляндскому, автор либретто — поэт Димитрис Яламас. Режиссером и хореографом стал мастер по античному театру Теодорос Терзопулос, один из лучших специалистов по древнегреческой трагедии, благодаря которому постановка должна от сюжетного и литературного театра выйти в разряд чувственности.

Художником — куратором сценографического решения стал один из основателей итальянского «бедного искусства» Яннис Кунеллис. Бедное искусство — художественное течение, возникшее в 60-70-х годах, объединившее художников, которые визуализируют диалог между природным и индустриальным, используют в своих работах нехудожественные материалы для отрыва от традиционного искусства.

Дирижировать оперой будет Теодор Курентзис — уникальный случай в музыкальном мире, превращающий любое свое действие в эффектное и масштабное. Курентзис родился и учился музыке в Греции, на дирижера учился в Санкт-Петербурге, в 2004-2010 годах был главным дирижером Новосибирского академического театра оперы и балета, за это время превратив никому не знакомый театр в известную площадку. С 2011 года он является художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета, с 2012 — художественным руководителем Дягилевского фестиваля.

Теодор Курентзис — основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna, который теперь базируется в Перми. Они исполняют музыку разных направлений, в том числе современную, но ориентируются на барочную — именно она находится в сфере интересов дирижера, который всегда стремится к аутентичной манере исполнения (на старинных инструментах, соответствующих струнах, в маленьких залах, повторяя «правильный» состав исполнителей). На фестивале оркестр исполнит фантазию Winterreise (солист — тенор Борис Рудак), написанную Гансом Цендером по мотивам романтичного и одного из самых трагичных в истории музыки цикла Шуберта «Зимний путь», который состоит из 24 песен. Дополнением к музыке станут снятые пермским режиссером Алексеем Романовым видеоэпизоды — тоже 24 штуки. Каждый представляет собой законченную историю в разных жанрах — от мелодрамы до хоррора, от анимации до видеоарта. Они были сняты на территории Перми и Пермского края, в том числе в кузнечно-прессовом цехе «Мотовилихинских заводов».

На фестивале также будет представлен спектакль номинанта Премии Дягилева за предыдущий год, мадридского Teatro Real — «С(h)oeurs» (игра французских слов «Choeurs» — хоры и «Coeurs» — сердца). Он будет посвящен реформатору современной оперы Жерару Мортье и покажет синтез оперы, танца и театра на основе музыкальных фрагментов из опер Вагнера и Верди. Кроме этого на фестивале состоятся концерты известной швейцарской скрипачки Патриции Копачинской, духового ансамбля из Германии German Brass, французского ансамбля барочной музыки Poème Harmonique, Московского ансамбля современной музыки.

Еще в рамках фестиваля выступят канадская исполнительница с русскими корнями Chinawoman и группа Steppe-Scape; пройдет концерт электронной музыки, в котором прозвучат музыкальные иллюстрации к поэме Грегори Корсо «Бомба».

Рекомендуем почитать