Дом моих друзей таит особый уголок, в котором хранят сувениры со всего света. Среди фенечек и кулонов там можно найти удивительный музыкальный инструмент — окари́ну. Это небольшой и простой в своём устройстве вид свистковой флейты. Инструменты такого типа были известны ещё в глубокой древности, считается, что на них играли во время языческих обрядов, а также носили на шее как украшения. В Европе окарина стала известна в XIX веке благодаря итальянскому мастеру Джузеппе Донати. Именно он сконструировал инструмент, который из-за своей формы, напоминающей тело гуся, и был назван окариной (в переводе с итальянского ocarina — «гусёнок», от oca — «гусь»).
В корпусе этого музыкального инструмента чаще всего семь боковых отверстий; когда человек играет на окарине, он может открывать и закрывать их пальцами, тем самым меняя высоту звука. И, конечно, нам всем знакомы керамические свистульки — это упрощённые окарины с меньшим количеством отверстий. Делают их в виде различных животных и птиц, а кто-то из находчивых мастеров предлагает купить свистульку в форме рака, чтобы наконец-то можно было свистеть, стоя на горе.
Играют на окаринах участники этнических ансамблей, читаем мы про этот инструмент у классиков. Тонкую и прощающую песню окарины слышала лирическая героиня Ахматовой, а скрипач Сашка из «Гамбринуса» Куприна с травмой не потерял веру в силу музыки:
«Пианист зачастил весёлую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый чёрный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, насколько ему позволяла изуродованная неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине оглушительно весёлого «Чабана».
Вот такие чудеса творит итальянский «гусёнок».
Анастасия Нечаева,
фото: oberegwood.ru