«В следующие полчаса Иванов устранил течь, вкрутил пробки, выгреб мусор, вытер пол и принёс с улицы кота. Чужого, но кому это важно, когда речь идёт о любви к жене. Весь вечер потом они жарили сырники и улыбались друг другу», — пишет Вячеслав Солдатенко, более известный читателям как Слава Сэ. «А сырники со сметаною я очень люблю. Больше, чем отчизну», — утверждает в одной из книг Венедикт Ерофеев. Да и кому из нас не знаком вкус горячего сырника, политого сметаной или вареньем, этой хрустящей корочки, под которой скрывается мягкий творог? Но ведь творог, а не сыр, почему же тогда сырник? Сегодняшний ликбез отвечает на вопрос нашей постоянной читательницы и раскрывает вкусную тайну.
Сырники на Руси готовят давно, и для XIX века они уже были «старинным кушаньем» (так их называет И.С. Тургенев в «Нови»). А слово «творог» в нашем языке появилось только в XVIII веке, образовано оно от той же основы, что и «творить» (церковнославянское творъ — «форма»). До этого времени в языке употреблялось слово «сир», так называли и сыр, и творог (в украинском, кстати, такая языковая ситуация сохранилась до сей поры). Вот и разгадка: всё, что делали из творога до того, как появилось слово «творог», называлось «сырным»; так появилось и слово «сырник». Многие стараются называть сырники творожниками, но слово это в нашем языке приживается не особо активно.
А круглыми сырники (как и блинчики, и оладушки) стали потому, что такая форма напоминала о славянском боге солнца Яриле, которому воздавали похвалу за урожай и богатый стол. Приятного аппетита, уважаемые читатели!
Анастасия Нечаева,
иллюстрация: www.desktopwallpapers.ru