21 сентября случился серьезный пожар в многоэтажном доме на улице Шахтеров. Сейчас по этому поводу заведено уголовное дело, компетентные органы устанавливают всех виновных в происшествии, которое только по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв.
Учитывая обстоятельство, что дом этот новый, и вся документация по его строительству у госорганов имеется, скорее всего, установить причину случившегося и ответственных за него шансы есть, и немалые. Но возникают вопросы — а что дальше? Что нам всем надо сделать, чтобы аналогичные случаи не повторялись? И как лучше подготовиться к ситуации, если вдруг все же этого избежать не удастся?
Например, если (не хотелось бы, конечно), завтра произойдет похожее происшествие, и снова придется искать, куда срочно можно временно «поселить» людей. Мы их снова будем размещать в школах и детских садах? Сегодня в миллионом городе нет маневренного фонда, которым можно было бы решать такие проблемы. И это при том, что у нас до сих пор существует около сотни муниципальных общежитий. И даже есть специальная организация Дирекция специализированного жилищного фонда (ДСЖФ), которая ими управляет. Только результаты этого управления для города, пока, отрицательные. Порядка там нет.
Поэтому логично было бы сейчас на законодательном уровне и для Красноярска, и для всего края ввести обязательные нормы по маневренному фонду. Чтобы муниципалитеты всегда имели в своем распоряжении возможность в экстренных случаях селить туда пострадавших в результате происшествия граждан. И, конечно же, нужно разобраться с ДСЖФ.
Это одна сторона дела. Вторая, еще более серьезная проблема, о которой стоит сказать в свете пожара на ул. Шахтеров — это то, что у нас нет четкого понимания, что и как в городе построено. Некоторое количество зданий в Красноярске возводилось без необходимой проектной документации, без экспертиз, а иногда даже без разрешения на строительство.
На мой взгляд, по таким зданиям необходима процедура обследования. По Градостроительному кодексу, это как раз компетенция муниципалитета. В ее рамках мы бы могли давать заключения о том, какие меры владелец должен предпринять, чтобы предотвратить нарушения и опасные ситуации.
Ведь при всей драматичности ситуации на ул Шахтеров, в ней можно ставить вопросы к экспертам, к контролирующим органам, к тем людям, которые подписывали определенные бумаги и давали разрешения. А когда здание строится вообще без документов, кому задавать вопросы? С кого спрашивать?
Такая же ситуация и в случае, когда уже существующий дом облицовывается непонятно чем. То же самое касается и всевозможных перепланировок. И в квартирах, и в нежилых помещениях. Ведь сколько у нас первых этажей многоэтажных домов переделано под коммерческое использование. И что там творится, никто не знает.
Поэтому, думаю, нам обязательно необходим муниципальный регламент, который бы все эти моменты урегулировал. Не надо ждать, когда еще что-нибудь загорится или обвалится, для того чтобы начать предпринимать комплексные и систематические меры. Согласно народной мудрости, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Считаю, что пора сломать эту, не самую лучшую и не самую полезную традицию.