«Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
(Ветхий завет, Книга Иова 40, 25-26)»
В то время, как одноимённая картина Звягинцева, получившая «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», готовится к выходу в российский прокат, «Ликбез» рассказывает своим читателям о значении и происхождении слова «левиафан».
Слово это пришло в наш язык через немецкий (Leviathan) или французский (léviathan) из древнееврейского (liwjathan — «изогнутый»), означает оно «морское чудище». Левиафан появляется в мифологии разных народов; в Библии он — непостижимое божественное творение (или же существо, над которым в начале времён была одержана победа).
В переносном значении так говорят о ком-либо или чём-либо огромных размеров, поражающем и ужасающем своей величиной и силой: «Мимо, рядами, нумера. В такт сыпались тысячи ног, миллионноногий левиафан, колыхаясь, плыл мимо» (Е.И. Замятин. Мы).
Часто слово это используют для прямой характеристики государства с жёстким режимом. В качестве примера можно привести работу Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» или отрывок из «Крутого маршрута» Е.С Гинзбург: «На кухне радио не выключалось, но его голос всегда был заглушён примусами, керогазами, бабьим гомоном. Однако сейчас всё затихло в один миг. И во внезапной тишине мы прослушали официальное сообщение о прекращении дела врачей — „убийц в белых халатах“. Текст явно смущал диктора. Его наторевший в победных реляциях и патетических восторгах голос звучал непривычно. Его устами говорил великий Левиафан, непогрешимая держава. И впервые на памяти слушателей она говорила сейчас о своих ошибках».