Мы расскажем о полезных государственных интернет-сервисах, описанных в книге «Госслужба на 100%».
Портал госуслуг
Многие государственные услуги можно получить быстрее и удобнее, если воспользоваться порталом госуслуг — например, зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, оформить заграничный паспорт, поменять внутренний российский паспорт и т. д.
Что можно делать с помощью портала госуслуг:
- Получать услуги полностью в электронной форме либо сократить количество приходов и длительность присутствия в госорганах по услугам, требующим личной явки.
- Хранить в «Личном кабинете пользователя» информацию и документы по уже оказанным услугам.
- Оплачивать онлайн налоги, пошлины и сборы, штрафы и тому подобное.
- Получать информацию о графике работы различных госорганов, контактные данные учреждений и их руководителей.
- Скачивать формы заявлений и других документов, необходимых для осуществления каких-либо операций.
- Получать информацию о стоимости и порядке предоставления госуслуг.
Зарегистрировавшись на «Госуслугах», можно использовать учетную запись для доступа к ряду других государственных порталов и сервисов. Например, с помощью портала Пенсионного фонда можно узнать о состоянии индивидуального лицевого счета, накопленных баллах в страховой пенсионной системе, сбережениях в накопительной части пенсии.
Росреестр: важная информация об объектах недвижимости
Человек, который планирует приобрести квартиру, дом, офис или земельный участок, может узнать больше об этом объекте недвижимости на портале Росреестра с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Здесь можно получить справочные данные о размерах и местонахождении объекта, наличии или отсутствии зарегистрированных прав, их ограничений и обременений.
Еще одна полезная возможность — узнать кадастровую стоимость недвижимости, что весьма актуально для понимания размера налога на имущество, который придется платить. По данным Росреестра, более 20% от общего объема государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям различными федеральными органами исполнительной власти в России, оказывает Росреестр.
Дополнительные возможности портала Росреестра
- Получить на электронную почту документы о характеристиках объекта, интересующего пользователя, заказав выписку из государственного кадастра недвижимости (ГКН).
- Ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства, которую осуществляют региональные органы власти и органы местного самоуправления.
- Определить достоверность данных, используемых при проведении оценки стоимости недвижимости. На основе полученной информации можно оспорить результаты кадастровой оценки в комиссиях, созданных в территориальных органах Росреестра.
- Можно подать в электронном виде документы для постановки на кадастровый учет земельного участка, здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, например садового домика.
- Можно направить в Росреестр заявление о кадастровом учете изменений, снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также представить в электронном виде дополнительные документы для кадастрового учета.
Для получения кода доступа, обеспечивающего полноценную работу с порталом, необходима электронно-цифровая подпись. Ее можно получить, придя с паспортом, СНИЛС и ИНН в один из удостоверяющих центров.
Проверка задолженности перед выездом за границу
Всем, кто выезжает за границу по делам или на отдых, бывает полезно проверить, нет ли у них долгов, по базе данных судебных приставов. Иначе неприятным сюрпризом при прохождении пограничного контроля может оказаться запрет на выезд, связанный, например, с невыплаченными алиментами, кредитами, налогами или штрафами ГИБДД.
За границу могут не выпустить должников, уклоняющихся от уплаты по обязательствам, долг которых подтвержден судебным решением и превышает 10 тысяч рублей.
Как проверить наличие долгов и запрета на выезд?
- На сайте Федеральной службы судебных приставов нужно зайти в раздел «Банк данных исполнительных производств». На главной странице сайта есть хорошо заметная оранжевая иконка «Узнай о долгах».
- Выбрать подраздел «Поиск физических лиц».
- В разделе «Территориальные органы» указать регион официальной регистрации физического лица.
Обнаружив задолженность, можно сразу оплатить ее онлайн. Нужно иметь в виду, что после погашения задолженности потребуется время, порой до двух месяцев, чтобы сведения об отмене запрета на выезд дошли до пограничной службы. Попытаться это ускорить можно, лично явившись в Службу судебных приставов с чеками, подтверждающими оплату задолженности.
Регистрация ИП
Многие самозанятые россияне — программисты, дизайнеры, электрики и представители иных специальностей — не платят налоги с доходов. Точно так же немало людей, сдающих в аренду квартиры, не декларируют полученные средства и не платят подоходный налог.
Это опасная «экономия». Незадекларированный наличный доход невозможно предъявить, например, банку для получения ипотеки. Принимая деньги от заказчика или арендатора наличными, трудно отстоять свои интересы в суде в случае конфликта. Наконец, сложно привлечь в число клиентов компании с хорошей репутацией, которые не используют «черный нал» в расчетах, а легальные выплаты физическому лицу по договору подряда обязывают их внести в казну весьма существенные социальные налоги.
Самозанятым специалистам, арендодателям квартир — физическим лицам и, наконец, начинающим предпринимателям, создающим небольшой бизнес, стоит задуматься о такой простой и удобной государственной услуге, как регистрация индивидуального предпринимателя.
Как зарегистрировать ИП
- Зайти на сайте налоговой службы в сервис «Регистрация индивидуального предпринимателя». Либо скачать в AppStore бесплатное приложение «Регистрация» для iPad.
- Ввести ФИО и номер паспорта, сервис сам «увидит» адрес прописки и ИНН.
- Здесь же оплатить онлайн 800 рублей пошлины, доступны онлайн-сервисы нескольких банков.
- Примерно через три-четыре дня придет e-mail, подтверждающий регистрацию.
- Приехать в налоговую инспекцию с паспортом, получить талон электронной очереди, показать паспорт операционисту. В течение примерно получаса готовится и выдается свидетельство о регистрации. Можно идти в банк, открывать счет и начинать работать.
Учтите, у сервиса есть недостаток: он не формирует заявление на применение упрощенной системы налогообложения. Его можно скачать в интернете (например, на сайте www.iloveip.ru), заполнить и подать при регистрации в ИФНС.
Личный кабинет налогоплательщика
Каждый читающий эту статью является налогоплательщиком. За наемного работника подоходный налог на зарплату обычно рассчитывает и платит работодатель. Однако у многих из нас есть имущество, которое облагается налогом.
Бывают дополнительные доходы, например от сдачи в аренду недвижимости, которые необходимо задекларировать и заплатить налог. Чтобы предоставить людям возможность удобно управлять своими налоговыми обязательствами, получать напоминания о неуплаченных налогах, сохранять информацию о прошлых платежах, платить онлайн, Федеральная налоговая служба разработала удобный сервис, которым на момент написания книги пользовались уже около 16 миллионов человек.
Для доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» можно воспользоваться тремя способами:
- С помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Ее можно получить лично в любой инспекции ФНС России; при себе необходимо иметь паспорт и номер ИНН.
- С помощью квалифицированной электронной подписи, которую можно получить в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.
- С помощью учетной записи, используемой на портале государственных услуг.
Информацию о других полезных государственных сервисах, а также ответы на вопросы о работе чиновников вы найдёте в книге «Госслужба на 100%».
Манн, Иванов и Фербер, 2015 — 304 стр.
Интернет-газета Newslab.ru