Впрочем, нет — будущим поколениям постановщиков историй о реальных великих литераторах «Гений» вполне может пригодиться. В нём у театрального режиссёра Грэндэйджа, дебютирующего в кино, и сценариста «Гладиатора» и «Авиатора» Джона Логана получился, кажется, довольно исчерпывающий сборник всех возможных клише фильмов о творческих людях.
Режиссёр: Майкл Грэндэйдж
В ролях: Джуд Лоу, Колин Фёрт, Николь Кидман, Лора Линни, Гай Пирс, Доминик Уэст
Продолжительность — 104 мин.
Писатель здесь — человек-взрыв, сгусток концентрированной жовиальности, не помещающийся в скучные рамки окружающего его приличного общества; а заодно алкоголик и эгоманьяк, для которого собственное творчество важнее поддержания любых человеческих взаимоотношений. Чёрт знает, может, Томас Вульф, дружба которого с открывшим его талант Перкинсом и является центральным сюжетом «Гения», правда ровно таким и был; не в этом дело.
«Гений» совершенно не торопится искать за набором тэгов — буйство нрава, фляжка в кармане пальто, непокорная прядь, что вечно падает на лоб и символизирует — живой человеческий характер. Ему вполне нормально собрать эти тэги в кучу и запустить их внутрь столь же прямолинейно сколоченного мелодраматического сюжета, вечно пробалтывающего все свои внутренние мотивы прямым телеграфным слогом.
Вот двое мужчин дружат — просто у одного пять дочерей и никогда не было сына, а второй вечно искал отца и даже написал об этом толстенную книгу. В её названии было про реку — и вот уже два разных героя глубокомысленно замечают, что эта метафорическая река всё время несёт его назад к отцу реальному. Вот писатель начала XX века, нащупывающий новый язык, не просто тащит чопорного взрослого редактора в джаз-клуб, а в нужных местах буквально тыкает пальцем — вот смотри, вот эта скованная узнаваемая мелодия символизирует традиционных писателей, а вот эта неудержимая импровизация — уже меня.
В «Гении» абсолютно всё разыгрывается с подобной же многозначительной прямолинейностью. Если Перкинс застёгнут на все пуговицы — то пусть он не снимает шляпы даже дома за ужином. Хэмингуэй рыбачит и собирается в Испанию, Фицджеральд элегантен и страдает от семейных проблем.
Джуд Лоу устраивает отчаянный фейерверк мимики и жестикуляции, Колин Фёрт стоически держит постное выражение лица. Зевать на этом торжественном параде общих мест под названием «Гений» начинаешь минуте к тридцатой — когда до конца ещё больше часа.
Вердикт — сборник самых общих мест под видом биографического фильма о реальных интереснейших персонах с участием неплохих актёров