«Дуэлянт» — фильм для нашего кино редкий, во многих смыслах сразу. Это чрезвычайно амбициозная штука, в которой большинство её амбиций находит абсолютно адекватное выражение. Это исторический фильм, который ищет в прошлом не идеологического отмывания важных общественных идей сегодняшнего дня, а созвучия его злой и неприглядной изнанке.
Режиссёр: Алексей Мизгирёв
В ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Мартин Вуттке, Павел Табаков, Франциска Петри, Юрий Кузнецов, Сергей Гармаш, Юрий Колокольников, Александр Яценко
Продолжительность — 110 мин.
Решённый в стилистике эстетского комикса в выразительно-мрачных тонах, «Дуэлянт» пишет портрет высшего благородного общества российской империи середины XIX века в жёстких и бескомпромиссных тонах. Это мир жестоких мачистских ритуалов, в котором идеи благородства и чести, декларируемые магистральными, на деле давно обессмыслены. За фасадом культивируемого достоинства царит право сильного, насаждаемое любыми возможными средствами — интригами, деньгами, силой.
В этом мире Мизгирёв, режиссёр интересных картин с похожими рублено-лаконичными названиями «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой», разворачивает свой драматично-горячечный жанровый сюжет — с интригой, злодеем, предательствами, тайнами прошлого. Разворачивает довольно здорово, весомо, грубо, зримо — но выдающимся образом визуализированный мир «Дуэлянта» всё равно остаётся ощутимо душным.
Так, с одной стороны, и должно быть в мире подминающего под себя любую волю ритуализованного насилия. С другой, большинство авторов, воспевавших всю эту брутальную поэзию тестостерона, схваток и войн, на выходе оставались записными гуманистами — Джон МакТирнан в «Хищнике», Джеймс Кэмерон в «Терминаторе», Райан Джонсон в «Петле времени», львиная доля корейцев в их самых кровожадных триллерах. Мизгирёв же насилием заворожён.
Он эстетизирует его не как зрелище (как, к примеру, Зак Снайдер) — наоборот, в изображении процесса он идёт дорогой больших жанровых мастеров, делая всё стремительным, жутким, страшно весомым, необратимым. Но как идею — единственно возможный выход из порочного круга насилия для Мизгирёва напролом, с помощью другого насилия.
В «Дуэлянте» есть ровно один персонаж, полагавший, что договариваться лучше; за это ему походя сносят половину лица. Странно два часа демонстрировать полную коррумпированность самого института благородной дуэли только для того, чтобы дальше использовать этот же институт для решения драматических проблем.
Но всё равно, как процесс «Дуэлянт» организован невероятно мощно — и если российское кино в этом году сообразить ещё хоть что-то, сопоставимое по выразительной силе, нам всем будет только лучше.
Вердикт — отлично исполненный — мощный, атмосферный, визуально выдающийся, страшный — исторический фильм о насилии, порождающем насилие