Хотя нет — когда основная линия напряжения в дискуссии проходит в месте определения того, правда ли само обсуждаемое явление имело место быть, или его выдумали, это всё-таки разговор не про память и не про историю, а про что-то иное. Мы сегодня на эту линию заходить не будем — нам она в разговоре о кино без надобности. Взаимоотношения экранизации чего угодно с теми событиями, что лежат в её основе, конечно, важны, но они не определяют судьбу фильма целиком. Есть фильмы, которые следовали реальным событиям до минуты, и были чудовищны — и есть шедевры, выдуманные от первой до последней секунды.
Режиссёры: Ким Дружинин, Андрей Шальпоа
В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Ким Дружинин, Андрей Шальпоа
Продолжительность — 105 мин.
«28 панфиловцев» — ни то, ни другое; они как раз довольно неловко застряли где-то на полпути, на ничьей земле между этими крайностями. Это, в общем, довольно наглядный пример того, как большое количество хороших и правильных намерений не торопятся оборачиваться столь же хорошим и правильным кино. Видно, что за фильмом стоит тщательно проделанная огромная работа; эксперты, к примеру, уже отметили трепетный подход фильма к исторически верной военной символике и технике.
Но в то же время эта тщательность становится практически антитезой вдохновения. «28 панфиловцев» словно делали люди, которые так сильно старались НЕ делать определённых вещей (например, типичных ошибок исторической картины, не проделавшей детальную подготовительную работу), что в процессе позабыли о другой половине — той, в которой что-то своё создаётся. Это кино похоже на сочинение школьника-отличника без фантазии — написано красивым, убористым почерком, без ошибок, без помарок, без единой интересной собственной мысли.
Да, в первой половине «Панфиловцы» честно стараются прописать своих героев живыми, настоящими людьми, разговаривающими хорошим человеческим языком. Разговоры в основном получаются (хотя эпизод, в котором красноармейцы 1941 года обсуждают сюжеты «Семи самураев» и «Великолепной семёрки», фильмов 1954 и 1960 годов соответственно, вызывает закономерные вопросы). В то же время чем ближе к бою, тем больше сценаристы переключаются в режим «Как бы придумать побольше афористично-народных мудростей о том, как важно помереть за Родину на поле боя».
Персонажи тоже вроде выходят довольно выпуклыми — но в то же время их слишком много, и они слишком одинаковые. Даже в знаменитой заметке 1941 года, прославившей подвиг панфиловцев, фигурировал предатель в рядах — потому что таковы законы вымышленной истории, ей нужна внутренняя драма, нужен конфликт, нужно преодоление, в первую очередь себя.
В «Панфиловцах» ничего этого нет — есть толпа отличных положительных ребят, уверенно проявляющих себя героями. Один красноармеец вроде сомневается, но вот уже и он, когда кончаются патроны, тянется за сапёрной лопаткой. Такая прямолинейность уместна для памятника — но кино с ней получается однобоким, предсказуемым и пресным. «28 панфиловцев», впрочем, и кончаются буквальным памятником — что, видимо, означает, что авторы не против считать и собственный фильм таковым. Ну, что ж, уважим амбиции создателей — памятник у них действительно получился. Кино — нет.
Вердикт — неплохое в деталях и исполнении, но слишком уж прямолинейно-героическое военное кино