Объединение ведущих предприятий
Алюминиевая ассоциация при поддержке Минпромторга РФ начала действовать с декабря 2015 года и объединила крупнейшие предприятия российской алюминиевой отрасли. Сейчас ассоциация насчитывает более 50 участников, в их числе металлургические предприятия, выпускающие первичный алюминий, а также переработчики алюминия из различных отраслей промышленности. К сотрудничеству в рамках объединения привлечены и иностранные организации — Китайская алюминиевая ассоциация, Ассоциация стран Залива, Алюминиевая ассоциация США.
Суть деятельности объединения заключается в развитии на территории России технологий и производств высокого передела алюминия с целью увеличить его потребление на внутреннем рынке. Для этого предполагается стимулировать отрасли, перерабатывающие алюминий, в первую очередь, автомобилестроение, авиа-, судо- и вагоностроение, энергетику, нефтегазовую отрасль, строительный сектор.
Говоря о конкретной продукции, наибольшее внимание планируется уделять развитию производства и внедрения облегченных большепролетных конструкций, фасадов, алюминиевых стеклопакетов, автомобильных компонентов, труб, кабелей и проводов, а также крупного листового проката для строительства самолетов, судов и ж/д вагонов.
В настоящее время ассоциацией предложено несколько десятков проектов, призванных решить задачу увеличения внутреннего спроса на первичный алюминий и создания продукции высокого передела. Прогнозируется, что их реализация позволит более чем на 1% увеличить ВВП, создать более 20 тыс. новых рабочих мест и в два раза увеличить объем налоговых поступлений. В числе крупнейших проектов — формирование в Красноярском крае так называемой «Алюминиевой долины», о которой Newslab.ru уже неоднократно писал.
Проект предполагает создание особой экономической зоны и индустриального парка, которые объединят предприятия алюминиевой отрасли. Одним из ключевых резидентов «долины» станет КрАЗ — он выступит поставщиком первичного алюминия в объеме 100-150 тыс. т металла в год для краевых компаний-переработчиков. Эксперты считают проект «Алюминиевой долины» перспективным: он позволит привлечь инвестиций и технологий, в том числе, иностранных, на сумму $200 млн, увеличить товарооборот края на 30 млрд руб. и трудоустроить до 2 тыс. человек.
Пока ситуация удручает, но...
На сегодня доля импортной продукции из алюминия на российском рынке составляет примерно треть. Это чрезвычайно много, особенно, учитывая, что Россия — один из крупнейших производителей алюминия в мире и вполне может сама обеспечивать себя как первичным металлом, так и продукцией глубокой переработки. Более того, если за последние 20 лет потребление алюминия в мире увеличилось в 2,6 раза, то в России сократилось примерно на 30%.
Сейчас потребление первичного алюминия на совокупном внутреннем рынке РФ и СНГ составляет немногим более 1% от мирового потребления. При этом во всем мире потребление алюминия ежегодно продолжает расти, в то время как у нас сокращается — по итогам 2016 года прогнозируется очередное снижение на 3,5%. Ситуация удручает, беря во внимание, что потребление алюминия — один из показателей развития высокотехнологичных отраслей и экономики страны в целом.
С другой стороны, на сегодня отечественные предприятия обеспечивают лишь 70% потребностей внутреннего рынка в алюминиевой продукции высокого передела. Остальной объем поставляется из-за рубежа. Причина — в технологическом отставании, недостатке современного оборудования и стабильной системы сбыта у российских производителей алюминиевой продукции. Именно поэтому в настоящее время возникает острая необходимость развития на внутреннем рынке спроса на алюминий за счет создания и модернизации мощностей по его переработке.
На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил стратегию стимулирования спроса на алюминиевую продукцию высоких переделов.
«Я утвердил план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия до 2018 года включительно. Планируется расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике, машиностроении. Будет увеличено потребление алюминия в авиастроении и судостроении, а также вагоностроении», — заявил глава российского правительства в ходе заседания кабинета министров на прошлой неделе.
Он подчеркнул, что при государственных и муниципальных закупках, а также закупках госкомпаний приоритет должен отдаваться российской продукции.
План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016-2017 гг, опубликованный на сайте правительства, предполагает оценку суммарного прироста спроса 505 тыс. тонн к 2020 году. Это консервативный сценарий, при этом предполагается, что потенциал предполагаемых мер на этом не исчерпывается и в последующие годы рост продолжится, следует из документа.
Перспективы есть
В рамках мер, принимаемых для развития внутреннего потребления алюминия, предприятиями алюминиевой ассоциации выделено несколько направлений. Одно из них — производство облегченных конструкционных элементов для строительства мостов и реконструкции автомобильных дорог. Сейчас их применение затруднено в связи с отсутствием документально-правовой базы. Между тем, это очень емкое и перспективное направление с точки зрения объемов потребления алюминия.
К примеру, в Европе около половины всех пешеходных мостов выполнены именно из этого металла. В России примерно 20% всех мостов и путепроводов требует реконструкции и замены. То есть, даже если иметь в виду только этот объем, то речь может идти о десятках, а то сотнях тысяч тонн алюминия.
Еще одно многообещающее направление — оконные профили из алюминия. Сейчас объем этого рынка в России самый низкий в Европе — около 1,8 млн секций (в Германии — 4 млн). В то же время алюминиевые профили могут стать более достойной заменой профилям из ПВХ — они более прочны, огнестойки, не выделяют вредных веществ и выгоднее в эксплуатации. К слову, серийная сборка таких окон уже начата рядом российских предприятий, в том числе красноярским КраМЗом. В свою очередь РУСАЛ готов к 2021 году поставлять для российских производителей алюминиевых окон до 50 тыс. т сплавов в год.
Вагоны, провода и трубы
Алюминиевые вагоны в Европе и США составляют до 70% всего парка. У нас пока что дело дошло только до опытных образцов, однако это направление также планируется развивать — алюминиевые вагоны легче стальных, при этом служат на четверть срока дольше и обладают большей грузоподъемностью. О готовности приобрести такие вагоны уже заявили некоторые операторы грузоперевозок.
В свою очередь, отечественная автопромышленность готова приобретать алюминиевые шипы и провода. Сейчас потребность российского автопрома в алюминиевых проводах составляет 800 т в год, в дальнейшем, с замещением медных проводов на алюминиевые, потребление вырастет на 1 400 т. Что касается шипов для шин, то сейчас они полностью поставляются импортными производителями. С некоторыми из них уже ведутся переговоры о локализации производства в России совместно с отечественными производителями.
В рамках программы импортозамещения увеличить объемы производства алюминиевых компонентов планируют российские производители велосипедов. Newslab.ru уже писал о компании «Веломоторс», которая налаживает производство велосипедов в ряде областей России. Одно из них планируется создать в Красноярске, в рамках «Алюминиевой долины».
Отрасли судо- и авиастроения также выглядят очень перспективными с точки зрения потребления алюминия. К примеру, развитие малой авиации потребует, по оценкам экспертов, создания более 2 тыс. самолетов до 2030 года, а потребность в пассажирских экранопланах и катамаранах в рамках развития внутреннего туризма и речного транспорта может составить до 200 единиц в год.
Наконец, большие надежды возлагаются на производство алюминиевых труб и нефтепогружных кабелей. Емкость внутреннего рынка этой продукции оценивается в 83 тыс. км в год. В настоящее время компания РУСАЛ активно занимается опытно-промышленными испытаниями и продвижением труб и кабелей из алюминия в нефтяной отрасли.