Sitall — одна из старейших красноярских компаний в своей отрасли. Расскажите о ее становлении: как и когда появилась идея бизнеса?
В этом году компании исполняется 24 года. Для предприятия, работающего в сегменте малого и среднего бизнеса, это серьезный возраст. Сейчас Sitall известен как одна из ведущих полиграфических компаний, но на старте бизнес был совершенно иной — сборка компьютеров и производство микросхем. Более того, когда основатели компании решили заняться полиграфией, они имели о ней очень смутное представление. Тогда этот рынок в Красноярске был практически пуст, и можно сказать, что наша компания стала первопроходцем в сегменте высококачественной цветной печати, а полиграфия остается нашим главным видом деятельности по сей день. За это время Sitall из маленькой типографии вырос до крупнейшего полиграфического комплекса, который предлагает весь спектр полиграфической продукции и работает по принципу «от идеи до тиража».
С какими сложностями пришлось столкнуться при запуске бизнеса?
Сложности соответствовали духу времени. В начале 90-х страна находилась в стадии переходного периода, рынок только формировался. Мы развивались одновременно с нашими клиентами и испытывали подобные трудности. Чтобы понять всю «рыночность» экономики в то время, приведу пример: инвестиционный кредит на покупку оборудования нашей компании был выдан сроком на 6 месяцев под ставку 130% годовых! Сейчас такие условия кажутся просто невероятными, а тогда это было в порядке вещей.
Если не секрет, какая сумма была вложена в проект?
Профиль деятельности: рекламная и представительская полиграфия, изготовление POS-материалов, печать журналов, книг, производство этикеток и упаковки.
Если говорить о первоначальных инвестициях, то затраты на покупку первой печатной машины и комплекта расходных материалов составили около одного миллиона долларов. На сегодня производственная база компании состоит из восьми печатных машин и большого парка постпечатного оборудования. Соответственно, суммарный размер инвестиций исчисляется миллионами евро.
Два года назад произошло знаковое событие в истории нашего предприятия: мы построили и переехали в собственное здание. Производственная площадка была специально спроектирована, как полиграфический комплекс с учетом всех необходимых требований к технической составляющей, размещению оборудования и системе микроклимата. Пока на новую площадку переехала только часть производства и фронт-офиса, поэтому в будущем мы планируем строительство второй очереди здания.
Полиграфия подразумевает довольно обширное поле деятельности. На чем специализируется ваша компания?
Действительно, полиграфия — это очень широкое понятие, порой ошибочно сужаемое до печати газетно-журнальной продукции и листовочной рекламы. На самом деле крупнейшую долю мирового рынка печатной продукции занимает производство этикетки и упаковки. Именно этот сегмент является основным в портфеле заказов нашей компании. Выбирая продукт, потребитель чаще всего ориентируется не на внутреннее содержание, а на внешний вид товара. И от того, насколько привлекательным он будет, зависит успех сбыта. Причем с течением времени роль маркетинговой составляющей только усиливается. Я с удовольствием хочу отметить, что не без нашего участия местные производители все больше понимают важность качественного «лица продукции». И не только местные — география поставок нашей компании в сегменте этикетки и упаковки на данный момент охватывает территорию от Западной Сибири до Дальнего Востока.
Кроме того, Sitall производит всю линейку коммерческой полиграфии: рекламную и представительскую продукцию — листовки, каталоги, визитки, блокноты, папки, а также POS-материалы (рекламные материалы, применяемые в оформлении точек продаж — ред.), журналы, книги, календари.
Кто основные заказчики ваших услуг?
Наши основные потребители — это региональные предприятия пищевой и перерабатывающей отраслей, предприятия химической промышленности, рекламные агентства, корпоративные клиенты, издательства. Также нашими услугами пользуются крупные международные концерны, разместившие свое производство в России.
Как давно вы возглавляете компанию? Был ли у вас ранее опыт управления бизнесом?
Что касается меня, то я пришла в Sitall в 2004 году на должность экономиста. Постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, доросла до финансового директора, а в 2012 году получила предложение возглавить предприятие, заняв должность исполнительного директора. В работе и карьерном росте очень помогает профильное экономическое образование. Мне приятно отметить, что за годы моего руководства показатели прибыльности нашей компании существенно выросли, и мы ставим себе еще более амбициозные цели. Безусловно, это не только моя заслуга — за мной стоит опытная команда управленцев и профессиональный сплоченный коллектив.
Сколько человек задействовано в вашем бизнесе? Что это за специалисты?
Общая численность сотрудников компании составляет 160 человек. Преимущественно это люди с высшим образованием. Часть из них — «старожилы», опытные специалисты, работающие на предприятии с самого его основания.
К сожалению, в городе нет учебного заведения, готовящего профильных специалистов для полиграфической отрасли, и компании приходится самой решать кадровую проблему. К примеру, чтобы ликвидировать дефицит кадров, Sitall инициировал открытие специальности «технолог полиграфического производства» в институте информационных технологий СФУ. Преподавательский состав был частично сформирован нашими сотрудниками, а базой для обучения стала производственная площадка компании. За тот период, что ведется преподавание данной специальности, многие выпускники СФУ влились в коллектив нашего предприятия. Сотрудничество с высшей школой мы продолжаем по сей день. В частности, дружим с кафедрой Международных экономических отношений и лично с заведующим, доктором экономических наук Алексеем Григорьевым, которого регулярно приглашаем для экономического «ликбеза».
Насколько высока конкуренция в вашем сегменте? Как справляетесь?
Конкуренция в нашей отрасли с каждым годом усиливается, и, скажем так, чтобы твердо стоять на месте, надо очень быстро бежать. Полиграфия — сложный бизнес, многое зависит от уровня применяемых технологий. Поэтому основная составляющая нашей стратегии в конкурентной борьбе — это использование новейших разработок, отслеживание тенденций рынка. Забавно, что в результате часто сталкиваемся с ситуацией, когда рынка на применяемую технологию еще нет и приходится самим формировать его с нуля. С другой стороны, потребитель также становится все более искушенным, и здесь мы делаем ставку на комплексный подход — так, чтобы клиент мог обратиться к нам за любой полиграфией, получить исчерпывающую консультацию и желаемый результат.
Как дорого обходятся вашим клиентам «новейшие разработки» в сфере полиграфии?
Вы знаете, технологическое развитие отрасли во многом уравняло производителей в затратной части. Это позволяет нам предлагать потребителю высокое качество по ценам, не сильно отличающимся от среднерыночных. Кроме того, в нашем случае масштаб производства сопровождается снижением издержек. С уверенностью могу сказать, что, обратившись к нам за любой полиграфической продукцией — будь то этикетка, книга, листовка или визитка — наш заказчик всегда получает высокое качество по конкурентной цене.
Пользуется ли ваша компания какими-то формами государственной поддержки предпринимательства?
Мы очень давно сотрудничаем с Агентством развития бизнеса, возможно, с самого его основания. Причем используем все предлагаемые инструменты поддержки. В частности, микрофинансирование, предоставление гарантий и поручительств по кредитам и займам, участвуем в выставочных мероприятиях и в бизнес-миссиях.
Отдельно хочу отметить направление обучения: на мой взгляд — это основное, чему необходимо уделять внимание, говоря о развитии малого предпринимательства. Как говорил известный булгаковский персонаж, «разруха не в клозетах — она в головах». Поэтому образование в сфере предпринимательства очень важно, и Агентство в этом смысле предлагает весьма удобные форматы бесплатных семинаров и мастер-классов, направленных на все составляющие бизнеса.
Тел.: (391) 218-05-15
E-mail: sitall@sitall.com
Сайт: sitall.com
По нашим подсчетам, за прошлый год компания сэкономила более 200 тысяч рублей на обучение сотрудников, именно благодаря участию в подобных мероприятиях, организуемых Агентством. За что выражаем ему огромную благодарность! Большим плюсом данных мастер-классов являются лекторы с практическим опытом. Категорически рекомендую руководителям посещать эти мероприятия самим и учить на них своих сотрудников. Персонал — это основной актив компании, и от того, насколько он будет профессионален и интегрирован в структуру предприятия, зависит успех бизнеса.
Мы со своей стороны планируем дальнейшее развитие нашего сотрудничества с Агентством. К примеру, в ближайшее время думаем провести совместный обучающий семинар для наших клиентов.
Каковы в целом планы по развитию бизнеса?
Что касается ближайших целей, то в этом году мы планируем существенные инвестиции в обновление и расширение парка печатного оборудования. Стратегические планы предпочту не озвучивать, скажу лишь, что мы ставим перед собой масштабные и амбициозные задачи, возможно, даже выход на IPO. Почему нет?
Алексей Хитров специально для интернет-газеты Newslab.ru