Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Just stop haunting me

Just stop haunting me

10.08.2010
2

«Призрак» Поланского — тончайшая вещь. По сравнению со всем тем, что мы смотрим в прокате, это как 12-летний односолодовый виски после сплошной паленой водки, правда.

Причём там какая интересная штука — отдай этот же самый сюжет переснимать слово в слово кому-нибудь молодому да ухватистому, вышел бы бодрый, энергичный, туповатый, прямолинейный до зевоты политический триллер о том, что пытать потенциальных террористов без доказательств — это ай-я-яй, и что большая политика это злозлозло. Получился бы, короче, фильм «Большая игра» примерно — или как его там.

Но вот этот сюжет получает в свои руки Полански — и затем два часа, на уровне одних только ракурсов и цветов, выстраивает вокруг простоватого политического триллера удивительное пространство, такой прозрачный ирреальный морок, постепенно проглатывающий героя. И это пространство — очень герметичное; в «Призраке» практически нет «настоящего» окружающего мира, только пустые декорации для центральной загадочной истории с парой-тройкой статистов. На выходе получается натуральная страшная сказка — с говорящими клубочками, которые приводят к домикам в лесу, с большим злым волком и всеми делами. И в какой-то момент вот это пространство стеклянного шарика с поролоновым снегом и парой домиков — оно перевешивает всю сюжетную логику и становится ключевой штукой в фильме. То есть, если всерьёз пытаться искать в «Призраке» политический триллер, то ничего не получится. А если смотреть на него именно как на сказку — ух, какая это красота. Плюс первая и последняя сцены тут просто великолепные. И музыка. И все кто играют. Браво, короче говоря.

Призрак

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать