Главная
>
Форум
>
обсуждение материалов
>
Иржи Грошек "Легкий завтрак в тени некрополя"
Удивительно и совершенно обыденно... Нет. .. это не про роман Иржи Грошека.
«Легкий завтрак в тени некрополя» наполняет лёгкие величием бытия и наготой людской правды. Это вдох, ещё один вдох и затем медленный выдох, и иногда лёгкий стон. Роман воплотил в себя, да, именно, собрал из кусочков плоти, четкие моменты человеческого хаоса, не изменившегося со времен Древнего Рима: желание власти, обида, вожделение, кровь во имя крови и, конечно, наивную преданность. Хотя лучше разобрать поглубже, обсосать эту косточку следует обстоятельно и не спеша, а то она запросто застрянет в самом неподходящем месте.
«Невозможная Валерия», ее фигура не позволяла читателю оставить книгу незавершенной. Автор тщательно вырисовывает её образ искусной повелительницы мужчинами, знающая, как с ними обращаться до самой мельчайшей точки. Она аккуратно плетет паутину, и никто даже не подозревает, что уже не выбраться. Самый выпуклый лейтмотив в образе Валерии – это сексуальное желание проникновения, удовлетворение самого высшего сорта.
Господи, сделай же и меня идиотом. Чтоб жил я в радости, а не играл с чертом в шашки. Чтоб маразм и импотенция посетили меня как можно раньше и желательно одновременно. Тогда бы я сочинял вестерны и не гонялся за чужими женами.
Тема нравственности не смеет подниматься, и желание обладать чутко и полностью оказывается первостепенным. Милош – на первый взгляд ничем не ограниченная личность, у него есть работа, которая заботится о его самовыражении и дает материальную пищу, друг Александр, помогающий ему в карьере, и женщина, которой он периодично обладает. Милош – это мужчина, который легко плывет по течению своей жизни, не предпринимая особо никаких попыток выбраться из своего круга. Ему в нем привычно и уютно, может поэтому ему так приятно времяпровождение с невозможной Валерией, ведь эта женщина сама прорисовывает их отношения, назначает правила игры, а ему лишь остается слепо следовать.
Кики – её образ наполнил страницы романа определенной долей духовности, она одна из тех немногочисленных персонажей, способных любить. С детства её привлекла сильная натура Валерии, умеющая покорять. Кики буквально с первых дней знакомства следовала за Валерией, зачастую принимая ее желания за свои. Неким предзнаменованием автор описал детский секрет Валерии: мол, смотри читатель, как легко она расправилась с безобидным лягушонком, и также не задумываясь она погубит невинную Кики.
Кики подчинила свою жизнь невозможной Валерии, но не позволила поглотить себя целиком. После гибели родителей Валерии Кики бережно сопереживала, пытаясь поддержать подругу. Она вместе с ней уехала в Прагу, и в очередной раз уступила своему намерению: остановиться у тети на первое время. Кики позволила Валерии взять своё имя, свой образ, а затем и жизнь, так же безжалостно и блистательно, как и поступила в итоге с самой Бертой Крамар.
Это роман наполнен помимо образов Валерии, Кики и Милоша множеством ярких персонажей, таких как Агриппина, Клавдио, Бретаник, Арианда и многие другие. Они удачным образом вплетены в сюжет произведения, делая его многограннее. Несомненно, каждый из них достоин детального рассмотрения, они немного по-другому раскрывают вопрос нравственности. Но в результате, автор сводит их воедино.
Таким образом, Иржи Грошек поставил вопросы плоти и духовности, любви и самопожертвования, вожделения и ничтожности, отражая эти понятия в современности и в античности. Показывая своему читателю, что человеческая природа не подвластна времени, а нравственность всегда будет актуальна, поскольку именно она оказывается в итоге спасательным кругом для человека.
А меня Грошек просто привел в чувство после отвратительных госэкзаменов и диплома! ему памятник надо ставить за такие светлые книги! смерть пришла в гости... люди, это же почти гениально...
Милая и вредная
+ 0 0
3 ноября 2005 г. 15:10
Обязательно прочитаю эту книжку.
Когда-нибудь Смерть посетит меня. Она докурит мою трубку, допьет мое вино, дотрахает моих женщин. Потом скажет: "Пошли, дружище! Тут делать уж больше нечего..."
Стильно, модно. как мозаика, пока не сложишь много маленьких фрагментов, не понятно, что получится. Написана с явным рассчетом на то, что будет продаваться, и видимо рассчет оправдался. А еще возникает ощущение подражания Фаулзу, "The magus".
Забавная, с налетом легкой порографии и претензией на "модность", книжка. Поражает сам стиль, которым она написана, метафоры... Но не более. Если хотите легко и ненавязчиво приобщиться к литературе - эта книга для Вас!
  • Оставить комментарий
  • Войти