>
>
В Законодательном Собрании подвели первые итоги создания муниципальных округов в Красноярском крае

В Законодательном Собрании подвели первые итоги создания муниципальных округов в Красноярском крае

1 июля 15:21
1

В Законодательном Собрании Красноярского края обсудили итоги создания муниципальных округов вместо районов.

Муниципальные округа, как новый вид административно-территориального устройства, появились в крае в конце 2019 года. Они предполагали упразднение сельсоветов и сельских администраций — управленцев на уровне поселений с передачей всех полномочий районным органам власти. Таким образом выстраивается единая система принятия решений, издания нормативных актов, финансирования и прочего. При этом интересы поселений учитываются через депутатов, избранных в Совет округа, а также через руководителей территориальных подразделений. По существу — каждое терподразделение — это бывший сельский Совет, но без административного аппарата и собственного совета депутатов. Разумеется, что такие преобразования возможны только при условии поддержки жителей всех населенных пунктов и при соблюдении строгой процедуры, предписанной федеральным и краевым законодательством.

Открывая заседание секции по вопросам местного самоуправления Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления и комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, первый заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Сергей Попов напомнил коллегам, что к началу 2020 года все предусмотренные законом этапы прошли три территории и в крае появились Пировский, Тюхтетский и Шарыповский муниципальные округа. Из-за коронавируса организационные мероприятия растянулись по времени, округа начали действовать только с 2021 года.

Глава Тюхтетского муниципального округа Геннадий Дзалба рассказал, что период становления оказался непростым: для того, чтобы создать единую нормативно правовую базу округа, сформировать подходы, управленческую структуру депутаты округа собирались на сессии чуть ли не еженедельно. В качестве положительных эффектов от создания округа глава отметил, что средства, высвободившиеся за счет содержания аппарата поселений (на эти цели уходило раньше до 80 % сельских бюджетов) были направлены на решение многих острых проблем. Так, в округе всерьез взялись за энергосберегающее освещение населенных пунктов. В этом году на освещение улиц потрачено 1,2 миллиона рублей против 3 миллионов за аналогичный прошлый период. Консолидированный бюджет позволил приступить к программе замены дорогого электрического отопления бюджетных учреждений на модульные котельные. Создано окружное хозяйственное управление, специалисты которого — электрики, сантехники и другие, работают по заявкам всех населенных пунктов. Кроме того, министерство финансов края дополнительно выделило на период становления 22 миллиона рублей. На эти деньги были закуплены три трактора, они будут чистить снег на подъездах к дальним таежным селам.

Дорожную технику — экскаватор, грейдер, погрузчик — закупили на выделенные из краевого бюджета средства и в Пировском муниципальном округе. Глава округа Александр Евсеев объяснил переход на одноуровневую систему муниципального устройства тем, что сельские поселения испытывали кадровый голод и уже несколько лет назад передали на уровень района значительную часть полномочий. Сегодня в округе выработаны единые правила благоустройства, налоговой и тарифной политики, созданы централизованная бухгалтерия, служба закупок и т.д. При этом, по расчетам содержание аппарата снизилось — с 50-70 % до 28 %. Каждое поселение представлено в окружном совете своим собственным депутатом; везде, где раньше были сельские советы, сегодня работает руководитель территориального подразделения с полномочиями заместителя главы округа и специалист по работе с населением. Все документы, все услуги, оказываемые в сельских советах ранее, выдаются и оказываются в полном объеме и сегодня. Кроме того, получили активное развитие ТОСы (территориальное общественное самоуправление) и институт старост — без обсуждения с ними не принимается ни одно важное решение.

Глава Шарыповского округа Геннадий Качаев подтвердил сказанное коллегами: поселения, передав свои полномочия на уровень округа, избавились от составления отчетности и проведения закупок, от проверок и тяжб с надзорными органами. Вся бумажная работа ушла в округ, зато у терпредставителей и специалистов наконец-то появилось время работать непосредственно с людьми и решать насущные проблемы. В то же время глава отметил, что сдерживает работу в округах. В первую очередь, это несвоевременно корректируемое законодательство на уровне как края, так и федерации, в котором не всегда учтены вновь созданные административные единицы. Это же касается и информационных систем. Подобные несостыковки, к примеру, мешают округам полноценно участвовать в федеральных грантовых программах и проектах.

В работе заседания приняли участие не только главы округов, но и руководители территориальных подразделений, представители ТОСов (Сергей Кузнецов, Андрей Третьяков, Вера Копылова). Они подтвердили, что внимания сельским поселениям в составе округа меньше не стало, напротив, где-то появилась новая техника, где-то начались ремонты, на которые при прошлой «самостоятельной» жизни все время не хватало средств.

Члены комитета — Егор Бондаренко и Евгений Петренко активно интересовались у представителей округов относительно сохранения качества предоставления услуг населению, места их оказания; работой специалистов, возможностью получения необходимого образования и повышения квалификации для муниципальных служащих.

Председатель комитета Сергей Попов, подводя итог заседания, отметил, что эффекты создания муниципальных округов станут очевидными в конце года, кода будут подведены итоги исполнения бюджетов, когда появится полная статистика по выполненным обязательствам, благоустройству, ремонтам, участию в краевых программах и т.д. «Но уже сейчас можно сказать, что проведена очень большая работа, и некоторые ее результаты внушают определенный оптимизм. Безусловно, депутатам Законодательного Собрания предстоит еще не раз проанализировать положение дел в округах, побывать на местах, посмотреть все своими глазами, поговорить с людьми. Наглядно покажут все плюсы и минусы финансовые итоги года. Оценить их смогут депутаты уже следующего созыва Законодательного Собрания, которым мы передадим свои полномочия. Тем не менее, сегодня мы все убедились, что путь создания муниципальных округов вполне имеет право на жизнь».

Попов Сергей Александрович
Вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края
Бондаренко Егор Сергеевич
Экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края
Петренко Евгений Александрович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края

Ссылки по теме:
Рекомендуем почитать