Главная
>
Новости
>
Полковник Советской Армии Соколов : "Я болею за Саддама"

Полковник Советской Армии Соколов : "Я болею за Саддама"

22 марта 2003 21:45
0

Вениамин Аркадьевич Соколов - род. в 1943 г., в Красноярске.
В 1961 г. был призван в ряды Вооруженных Сил.
С 1961 по 1993 гг. служил на различных должностях в Вооруженных Силах СССР - Российской Федерации.
Исполнял свой служебный долг во Вьетнаме, Эфиопии, Ливии, Сирии и Ираке.
Награжден восемью боевыми орденами.
Вдовец, две дочери, шесть внуков.
Проживает в г. Красноярске, на пр. Мира.



- Вениамин Аркадьевич, когда и в каком качестве Вы были в Ираке?

- В Ираке я находился с апреля 1988 по март 1991 года в составе группы советников Министерства Обороны тогда еще Советского Союза.

- Но тогда получается, что Вы были там на протяжении всей первой Американо-Иракской войны. Горбачев же утверждал, что в Ираке тогда не было советского военного присутствия, в том числе и военных советников.

- Горбачев много чего утверждал. Я лично знаком с несколькими людьми, в прошлом офицерами Советской Армии, которые вместе со своими подразделениями в Кабуле по телевизору смотрели репортаж о "выходе последнего советского солдата из Афганистана".

Мы были уверены, что нас отзовут сразу после вторжения Саддама в Кувейт, но этого не случилось. Потом началась "Буря в пустыне", и только в ее конце про нас вспомнили и отозвали из частей и с объектов в Багдад в Советское посольство. Как потом выяснилось, про нашу группу из восьми человек действительно забыли, то ли из-за того, что мы были сильно засекречены, то ли из-за всеобщего горбачевского бардака и по доброй горбачевской традиции - людей в погонах за людей не считать.


Война в Ираке

- Не любите Вы его?

- Кого, Горбачева? А за что его любить? Если бы не он, наша страна, да и многие другие страны, тот же Ирак, в частности, избежали бы многих, мягко говоря, неприятностей. Но не о нем сейчас разговор.

Тогда я служил в ГУСМе - Главном Управлении Стратегической Маскировки Министерства Обороны - это было одно из самых секретных управлений. В 1987 году мне было предложено войти в состав группы советников, специалистов по многокаскадной маскировке и отправиться в одну из стран Ближнего Востока. Про Ирак прямо не говорили, но намекнули вполне прозрачно.

- Вы говорите - "предложили", значит Вы могли и отказаться?

- Наверное, мог, но это было "не принято" в нашей среде - солдат войну не выбирает. Тем более, это была не первая моя "загранкомандировка".

- А, что такое "многокаскадная маскировка"? Ведь именно ей, как я понял, Вы и занимались в Ираке?

- Многокаскадная маскировка это, перефразируя Черчилля, - "загадка, завернутая в тайну и окутанная туманом". Простейший пример. Строится ложная позиция стартовой батареи ПВО и очень тщательно маскируется. Противник, прилагая определенные усилия, вскрывает первый каскад и приступает к ее уничтожению в полной уверенности, что уничтожает настоящую боевую позицию. После чего в образовавшуюся "брешь" в системе ПВО устремляется его авиация и гибнет от огня настоящих батарей. Но это примитив - два каскада всего лишь. Маскируются же не только войска, но и военные и промышленные объекты. Стратегическая маскировка же может скрыть от противника целые отрасли промышленности, целые мероприятия, проводимые в масштабах государства. В Ираке мы не только занимались маскировкой, но и обучали этому искусству "местные кадры".

- Скажите, а как Вы оцениваете результаты той первой войны, свидетелем которой Вы были?

- Очень просто: американцы нанесли поражение некоторым, далеко не лучшим частям иракской армии, а Саддам Хусейн победил.

- Но ведь утверждалось и утверждается, что тогда американцы уничтожили практически всю авиацию и бронетехнику иракской армии?

- Американцы заявили на весь мир о своей военной победе, но победа их была липовой, а если точнее - "надувной". Перед самой "бурей" Саддам угнал всю современную авиацию, около 150 самолетов в Иран, а на иракских аэродромах стояли очень хорошо выполненные макеты. Об их уничтожении и рапортовали американские летчики. Точно также в список уничтоженной американцами бронетехники попали и полторы тысячи макетов танков - в основном, надувных. У нас ведь тогда в моде были надувные военные игрушки в натуральную величину. Один грузовик может перевезти целый надувной танковый батальон. А один саперный батальон иракской армии за два-три дня оборудовал расположение целой танковой дивизии - "надувной", естественно.

- Неужели американцы об этом так и не узнали?

- Конечно, узнали, но потом. После того как всю эту "фанерно-надувную" мощь уничтожили. А молчат об этом по вполне понятной причине - кто же любит хвастаться тем, как его здорово обманули.

- А чем, на Ваш взгляд, отличается нынешняя война от прошлой?

- Ну, во-первых, что касается войны в воздухе. В прошлую войну американцы попутно решали задачу "разгрузки" собственных складов боеприпасов. Десятки тысяч тонн устаревших авиабомб гораздо дешевле было высыпать на иракские пустыни, чем строить производственные мощности по их разоружению. Все, что применялось бомбардировщиками Б-52 во время "Бури в пустыне" - это были боеприпасы, абсолютно устаревшие. Авиабомбы, пролежавшие на складах 10, 20 и более лет и абсолютно штатам не нужные. Их просто высыпали на приграничные районы Кувейта и Ирака, и воздействие на части иракской армии, которые занимали Кувейт, было, в основном, психологическим. Сейчас же бьют только и исключительно современными ракетами и бомбами - одних только "томагавков" спалили, по моим прикидкам, уже на пару миллиардов долларов.

Во-вторых, тогда практически не было наземных боевых действий - иракцы просто ушли из Кувейта (кстати, прихватив с собой одного только золота в слитках на 14 миллиардов долларов), а американцы в Ирак не полезли. Сейчас же придется входить в непосредственный боевой контакт с сухопутными войсками Ирака. И здесь штатовцев может ждать масса неприятных сюрпризов. Авиация город захватить не может. В город должны войти солдаты и танки. А уличные бои - самый неприятный вид боевых действий для наступающего: вспомните хотя бы первый штурм Грозного. Авиационные же и артиллерийские удары по городам - это колоссальные потери среди мирного населения. Что бы не говорили о высокоточном и избирательном оружии, на каждого смертника с гранатометом "томагавков" и бомб с лазерным самонаведением не напасешься. Да и засядет этот смертник на крыше жилого дома, где в подвале сотня женщин и детей.

Так что "малой кровью" у Буша не получится. Придется всерьез лить кровь и американскую, и иракскую. Поэтому в этой войне, скорее всего, опять победит Хусейн.


Саддам Хусейн

- Что значит - победит Хусейн? Все в один голос утверждают, что оккупация Ирака всего лишь вопрос времени. И вообще передают, что Хусейн, похоже, убит.

- Восток - дело тонкое, и разобраться, кто убит, а кто не убит, не всегда просто. Усаму Бен-Ладена сколько раз уже убивали? А сколько раз хоронили Шамиля Басаева? Я дважды вживую видел Саддама Хусейна, и у меня осталось впечатление, что это были два разных человека. У него уже тогда было свыше десятка двойников. Он ни на одном параде, ни на одном митинге не появился лично за последние лет 15. Рассказывали, что даже совещания правительства иногда ведут его двойники. Я точно знаю, что перед "бурей" Саддам лично разработал план, что в случае его гибели, его старший сын Кусаи должен был продолжать руководить системой двойников Саддама и скрывать факт гибели отца. До тех пор, пока сам полностью не войдет в силу. А оккупация Ирака - это вопрос не только времени, но и крови. Для Саддама 100 к одному - это вполне приемлемые потери, а для Буша один к 100 - это катастрофа. У меня вообще такое впечатление, что американцы настолько обнаглели и зажирели, что даже не поинтересовались особенностями страны, в которую полезли.

Когда говорили о возможности устранения Саддама ближайшим его окружением - смешно слушать было. В Ираке существует такая поговорка: "Я и мой двоюродный брат - против всего мира, я и мой родной брат - против моих двоюродных братьев". Там все построено на родственных и племенных связях. Сам Хусейн - представитель одного из иракских племен, которое называется Аль-Тикрити и родом из города Тикрита, и все его окружение - полностью, по крайней мере, на момент "Бури в пустыне" (не думаю, что что-то изменилось с тех пор) состояло из его родственников, в самом худшем случае - соплеменников. Ни один ведущий пост в политике, экономике, армии никто, не будучи родственником Садамма Хусейна, занять не мог в те времена. Чтобы стать хотя бы командиром дивизии, я имею в виду, настоящей дивизии, типа "Хаммурапи", надо было быть, минимум, уроженцем города Тикрита. Саддаму наплевать на профессионализм, профессионалами должны быть советники и помощники, а "ближняя команда" его сформирована именно по родственному принципу, по принципу максимальной личной преданности. Может быть, кто-то из них и решится предать, но уж никак не вначале войны. И глупо упрекать Хусейна в деспотизме. На Востоке демократии нет нигде, и не будет никогда. Демократия в странах Востока - это как Советская власть в Средней Азии: те же халифы и беи, только под другой вывеской. Я долгое время находился среди иракцев, более или менее знаком с людьми из близкого окружения Саддама Хусейна, немножко начал понимать психологию этого народа - там совсем другие понятия о победе и поражении, жизни, смерти, успехе-неуспехе. Там совсем иной моральный кодекс, там, в частности, отсутствует такое понятие, как гуманизм, и обвинять режим Саддама Хусейна в отсутствии гуманности - все равно, что упрекать крокодила в том, что он не летает.

Саддам вышел победителем в прошлой войне, потому что он утер нос Америке, он уцелел у власти, он наказал Кувейт, а на востоке отношение к Кувейту тоже весьма неоднозначное. Примерно такое, как у бедного родственника к троюродному брату кулаку, который не помогает в голодный год хлебом. Поэтому весь арабский мир считает Саддама победителем. Саддам победит и в этой войне, потому что победить для него не значит, что дивизия "Хаммурапи" войдет в город Вашингтон. Садам победит, если он сумеет нанести Америке неприемлемый ущерб. Для США высшая ценность - это жизнь человека (точнее - американца), по крайней мере, это декларируется, на этом воспитывается население, в том числе, и армия США. Для мусульманского воина уцелеть в бою или кого-то там спасти - не главное, главное - отомстить, уничтожить врага. Там совершенно искренне люди уверены, что они попадут в рай, если они умрут за Родину или за Аллаха.


Война в Ираке. Танк Т-72.

- Кстати о нанесении ущерба, чем для этого располагает Ирак?

- Ирак вооружен, в основном, российской техникой - танки т-55, т-72. Т-72 - достаточно серьезный танк, если он прикрыт с воздуха, по крайней мере, он идеально предназначен для ведения боевых действий в пустыне. Если при прочих равных условиях в пустыне сойдутся 10 танков т-72 и десять американских "Абрамсов", самых современных танков, то реальное преимущество будет на стороне 72-х. У них гораздо дальше дальность прямого выстрела и ниже силуэт, они раньше увидят американцев и на расстоянии 4-5 км будут иметь значительное преимущество в ведении прицельного огня по ним, но опять-таки, это при отсутствии американского господства в воздухе. Что касается стрелкового оружия, то Ирак - это единственная страна, в столице которой стоит памятник автомату Калашникова, выполненный, как говорят, из чистого золота. Не знаю, золото или нет, но памятник впечатляющий. "Калашниковых" в Ираке, может быть, чуть меньше, чем мужчин, способных их носить. В основном, они советского, но есть и китайского и чешского производства. Если видели по телевизору автомат с дополнительной деревянной ручкой - это автомат чешского производства. Так же легко узнаваемы для специалиста и автоматы китайского производства.

Я твердо уверен, что у Саддама есть серьезные запасы химического оружия: иприт из разряда общеядовитых, фосген из разряда удушающих, табун и зарин из разряда нервно-паралитических газов. Я думаю, что эти запасы у него есть, по крайней мере, на 90-й год они точно были. То, что ничего не нашли ооновские инспектора, это закономерно. Ирак - страна большая, в ней много гор, полей и рек, а иракцы - абсолютные гении в области маскировки, они умудряются огромные военные объекты прятать так, что их невозможно найти ни с воздуха, ни даже иногда силами наземной разведки. Я не исключаю того, что если Саддам будет загнан в угол, то перед тем, как уйти, он громко хлопнет дверью, и это оружие будет применено. В качестве средств доставки вполне подойдут ракеты "Скад". "Скад" - это не очень удачная модификация нашей "Луны-М", а "Луна -М" - первая оперативно-тактическая ракета, которая была принята на вооружение в незапамятные советские времена, которая размещается на шасси автомобиля "Зил-135", тоже достаточно старенькой машины. Ракета не имеет головки самонаведения, у нее очень большое круговое вероятностное отклонение, минимум, 800 метров, а после того, как иракцы немножко модернизировали их, заряд стал чисто символическим, буквально, 80-100 кг тротила или иной взрывчатки. Точность понизилась еще на порядок, то есть, это уже, в основном, психологическое оружие, очень устаревшее. Но если ее оснастить химической боеголовкой, то необходимость в высокой точности отпадает. Кстати, практически все ракеты уцелели во время "Бури в пустыне", пусковые установки тоже. Саддам их прятал под мостами. Во время "Бури в пустыне" был щадящий режим бомбежек в отношении коммуникаций. В США, просто не до конца был отвергнут вариант оккупации Ирака, поэтому мосты и дороги планировалось сохранять. А под мостами и стояли установки тех самых "Скадов". Ударами по Кувейту Саддам просто пока напомнил, что его ракеты целы и в состоянии преодолеть американскую ПВО.

Не исключена вероятность того, что он успел сделать хотя бы один ядерный боезаряд. Программа разработки ядерного оружия сейчас, естественно, свернута, промышленные мощности американцы все-таки уничтожили в 90 г., но нельзя исключать, что хотя бы один ядерный боезаряд у Саддама есть. Будет он применен или нет, это зависит от того, в какое положение будет поставлен сам Хусейн, но в любом случае победой для него будет нанесение неприемлемого для американцев ущерба.

- Кажется мне, все-таки ваши симпатии - на стороне Ирака.

- А я этого и не скрываю.

Если подходить к этому вопросу предельно цинично, то спрашивать об этой войне русского человека - это все равно, что спрашивать, за кого вы болеете, когда играет "Реал-Мадрид" - "Бенфика-Лиссабон": и те не наши, и эти. Все мои симпатии на стороне Саддама Хусейна, может быть, потому, что в боеспособности иракской армии есть и мой личный вклад, а может быть еще и потому, что у нас, у русских принято быть на стороне слабейшего, а слабейший в этой войне -Саддам Хусейн.

Кстати, Горбачев мог раз и навсегда защитить Ирак от американцев. И с большой пользой для России. Я знаю, что в 1989 г. рассматривался вопрос о том, чтобы в Ирак были поставлены зенитно-ракетные комплексы С-300. Была разработана цепочка "буферов" для предотвращения негативных дипломатических последствий. Комплексы должны были быть перепроданы по схеме "СССР - Чехия - Кипр - Ливия - Ирак". Если бы эти комплексы были поставлены, не факт, что американцы вообще бы решились на эту войну, потому что комплекс С-300, для него нет задач невыполнимых - он сбивает и "томагавки", и "стелсы", вообще - все, что летает. Вместе с оплатой этой весьма выгодной сделки Ирак был готов начать выплачивать свои долги нам - 8 миллиардов долларов. Все было готово, но Горбачев лично заблокировал.

- Осталось ли у Вас что-нибудь "на память" об Ираке?

Перед нашим отъездом представителями администрации Хусейна с нами были проведены интересные переговоры. С восточной тонкостью пытались выяснить: "А как вы смотрите на то, если вы будете представлены к наградам Иракской Республики? Разрешат ли вам их носить в СССР?" Мы честно сказали, что разрешения такого нам дано не будет. Существовало такое положение в СССР, что любую иностранную награду, если это не награда страны, входящей в Варшавский Договор, можно носить только с личного разрешения Министра Обороны.

Мы решили, что Министр Обороны нам не разрешит носить награды от Хусейна, и честно об этом сообщили иракской стороне. И вся наша группа была награждена именным золотым оружием, нам лично Саддам (или кто-то очень на него похожий) вручил позолоченные "беретты". Очень хороший итальянский пистолет, боевой, дарственная надпись, как видите, арабской вязью, ну а фамилию написали латинскими буквами. Пистолет зарегистрирован в Органах Внутренних дел, как это положено, хранится у меня дома вот в этом "сейфе".

На "чеки", заработанные в Ираке, купил "Волгу" - еле успел: "Березки" тогда как раз закрывались. Вот "Волга" и пистолет от Саддама Хусейна - все, что напоминает мне об Ираке. Но, слава богу, что не привез с собой ни одной из экзотических болезней.

- Как Вы живете сейчас?

- В 1993 г. вышел на пенсию, поселился в Красноярске, откуда и призывался в ряды Вооруженных Сил СССР.

- Какая у Вас пенсия?

- Пенсия составляет 6 тысяч рублей, пытаюсь подработать себе на жизнь - опять-таки эта "Волга" выручает.

- Таксуете?

- Есть маленько.

Записал Макар Громов

Рекомендуем почитать