Главная
>
Новости
>
Россию ждет кардинальное изменение избирательной системы: предложения ЦИК РФ

Россию ждет кардинальное изменение избирательной системы: предложения ЦИК РФ

21 октября 2004 11:30
0

Россию ждет кардинальное изменение избирательной системы. Как заявил 19 октября на парламентских слушаниях глава ЦИК РФ Александр Вешняков, он давно говорит о необходимости серьезных изменений, однако только сейчас все властные структуры пришли к тому же мнению. Вешняков особо подчеркнул, что ЦИК РФ подготовила конкретные предложения по изменению избирательного законодательства страны, которые будут скорректированы и внесены в парламент. По словам Вешнякова, речь не идет о последних инициативах президента по назначению губернаторов, поскольку "это мера и временная" и надо ограничить ее действие 10 годами. ИА REGNUM располагает полным списком предложений ЦИК России.

Регистрация избирателей

Согласно п. 17 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплена норма, позволяющая включать граждан РФ определенных категорий в списки избирателей на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления не позднее, чем за семь дней до голосования. Речь идет о находящихся в местах временного пребывания, работающих в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащих, находящихся вне места дислокации воинской части.
ЦИК РФ заявляет, что в региональном законодательстве этот институт не получил развития, что неправильно, поскольку бывают случаи, когда избиратель уезжает за пределы своего избирательного округа задолго до момента, когда по закону можно получить открепительное удостоверение. В связи с этим предлагается принятие рамочного федерального закона, согласно которому в случае включения избирателя названной категории в список избирателей по месту его временного пребывания соответствующая избирательная комиссия должна принять меры, чтобы не допустить "двойной счет" избирателей. Семидневный срок предлагается заменить сроком до трех дней до дня голосования. К тому же, предлагается предусмотреть в федеральных законах возможность изменения решением избиркома субъекта РФ или муниципального образования времени начала голосования с 6 или 7 часов утра, а также предусмотреть возможность голосования по почте.

Избирательные комиссии

Предлагается законодательно закрепить норму, согласно которой в составе комиссии может находиться не более трети государственных и муниципальных служащих, и предусмотреть, что в случае превышения этой доли в составе комиссии полномочия члена комиссии, поступление на указанную службу которого вызвало это превышение, прекращаются. Помимо этого, ЦИК РФ говорит о необходимости запретить входить в состав избирательных комиссий бывших членов избирательных комиссий, расформированных в судебном порядке. Кроме тех лиц, которые голосовали против решений, явившихся основанием для расформирования. В качестве дополнительного основания для расформирования в судебном порядке избирательной комиссии предлагается ввести невыполнение ею обязанности по назначению выборов, вследствие которого выборы назначаются судом.
Касаясь функций контроля избирательных комиссий, ЦИК РФ заявляет о необходимости вернуться к такой форме реагирования комиссий на нарушения требований закона, как вынесение предупреждения. В настоящий момент такая норма существует лишь на федеральном уровне, но не на региональном. По мнению ЦИК РФ, следует закрепить возможность вынесения предупреждения избирательной комиссией по ее собственной инициативе при обнаружении нарушений закона, обязательность обнародования информации о вынесении предупреждения, а также предусмотреть определенные санкции к нарушителям, в чей адрес предупреждения были вынесены неоднократно.

Гласность

Предлагается делегировать право направлять наблюдателей всем общественным объединениям, действующим на территории проведения выборов, а не только общественным объединениям, зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Так, местное (районное) общественное объединение должно иметь право направить наблюдателей в любую участковую избирательную комиссию, расположенную в соответствующем районе, региональное – в любую комиссию на территории соответствующего субъекта и так далее, независимо от уровня проводимых выборов. В качестве дополнительной гарантии открытости и гласности избирательного процесса предлагается предоставить право на фото- и видеосъемку процесса подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования наблюдателям, членам комиссий с правом совещательного голоса и иным лицам, указанным в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме".

Участие партий и блоков

Предлагается усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть, состав которой сокращается до 3 или менее человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее 4/5 от числа субъектов Российской Федерации. При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или субъектов РФ, которым соответствуют региональные группы кандидатов, не может превышать 10 миллионов.
Региональные группы кандидатов могут соответствовать части субъекта РФ, на территории которого численность зарегистрированных избирателей превышает 3 млн.. При этом численность зарегистрированных избирателей на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 1,5 млн. Согласно предложениям ЦИК РФ, разбивать список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, не допускается. Политическая партия, избирательный блок вправе образовать региональную группу кандидатов для избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
Предлагается изменить порядок распределения депутатских мандатов. Новая методика берет за основу долю голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на соответствующей территории, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Региональные группы федерального списка кандидатов располагаются в порядке убывания указанной доли голосов, и депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов в установленной последовательности. Если после этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, такие мандаты распределяются между региональными группами кандидатов пропорционально полученному ими числу голосов избирателей с использованием второго избирательного частного.
ЦИК РФ настаивает на том, что, если кандидат, включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от депутатского мандата без вынуждающих к тому обстоятельств, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие соответствующий федеральный список кандидатов, лишаются этого мандата. К вынуждающим обстоятельствам ЦИК РФ относит и назначение членом правительства.
С целью усиления гарантий внутрипартийной демократии предлагается установить требование, согласно которому при проведении тайного голосования в связи с выдвижением списка кандидатов каждый делегат съезда политической партии вправе выразить свое мнение по каждой из кандидатур, внесенных в список. Кроме того, предлагается предусмотреть выдвижение независимых кандидатов, которые могли бы конкурировать в субъектах РФ с региональными группами кандидатов из списков политических партий. При этом избранным может быть признан независимый кандидат, получивший больше голосов, чем любая из региональных групп на соответствующей территории.
Предлагается законодательно закрепить, что наименование избирательного блока может состоять только из элементов наименований избирательных объединений, входящих в блок. ЦИК РФ не исключает возможность отказа от института избирательных блоков на выборах. При выборах в заксобрания регионов предлагается установить, что "заградительный барьер", который должен преодолеть список кандидатов не может превышать 5%. Предлагается также увеличить до 30-50% общее число кандидатов, выбывших из списка, как основание для отказа в регистрации и отмены регистрации списка. ЦИК РФ также предлагает предусмотреть возможность выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления местными отделениями политических партий.

Выдвижение

Предлагается уменьшить количество подписей, которые можно представить в комиссию сверх необходимых, а также уменьшить допустимый процент недостоверных и недействительных подписей с 25 до 5%. Помимо этого, предлагается установить, что в число представляемых в избирательную комиссию документов входит список сборщиков подписей с их собственными нотариально заверенными подписями. ЦИК РФ говорит о необходимости внести уточнения в регулирование института избирательного залога, в частности, предусмотрев недопустимость обращения на него взыскания. Предлагается также восполнить пробел российского законодательства и предусмотреть возврат избирательного залога кандидату в случае снятия им своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам.
ЦИК РФ предлагает установить, что представление в комиссию подписей избирателей может сопровождаться внесением избирательного залога в качестве страховочного варианта. Предлагается исключить из российского законодательства норму, предусматривающую возможность отказа кандидату в регистрации или отмены его регистрации за представление недостоверных сведений биографического характера, предусмотрев доведение этого факта до сведения избирателей. ЦИК РФ настаивает на том, что нужно предусмотреть обязанность кандидатов указывать сведения о снятой или погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Информационное обеспечение

ЦИК РФ говорит о необходимости уточнения понятия "информационная программа", а также о необходимости "изъятия на время избирательной кампании" нормы ФЗ "О средствах массовой информации", согласно которой редакция, главный редактор, журналист освобождаются от ответственности за материал, являющийся воспроизведением публикации из другого СМИ, если воспроизведенный материал является агитационным, а воспроизведение соответствующим образом не оплачено из избирательного фонда. Речь идет в том числе и об Интернете.
Предлагается четко установить, когда начинается агитационный период. В формулировке ЦИК РФ, "агитация, которая производится методами, не требующими затрат, проводится с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, а иная – с момента создания избирательного фонда". ЦИК РФ говорит о необходимости установить, что при выделении временных интервалов для выпуска в эфир агитационных материалов "прайм-тайм" согласовывается организацией телерадиовещания с соответствующей избирательной комиссией до проведения жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени. К тому же, предлагается запретить СМИ отказывать в предоставлении эфирного времени, печатной площади кандидатам "под предлогом отсутствия поданного уведомления о расценках либо отзыва такого уведомления".

Финансирование кампании

Прелагается установить "специальный правовой режим" использования в ходе избирательной кампании имущества, принадлежащего политическим партиям. ЦИК РФ говорит о том, что использование такого имущества не должно оплачиваться из избирательных фондов соответствующих политических партий. Предлагается установить, что после официального опубликования результатов выборов и до возмещения стоимости эфирного времени, печатной площади политическим партиям или избирательным блокам, не набравшим определенного количества голосов избирателей, бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах соответствующего уровня не предоставляются.

Избирательный бюллетень

Предлагается перевести проведение выбраковки бюллетеней на момент их передачи от ТИК в УИК, когда идет поштучный пересчет каждого бюллетеня и выявляется типографский брак. Сейчас процесс выбраковки происходит в момент передачи бюллетеней от изготовителей к избирательным комиссиям. Кроме того, ЦИК РФ говорит о необходимости сократить сроки передачи основного тиража бюллетеней ТИКам и УИКам, установив специальные сроки для их передачи для досрочного и повторного голосования. Также предлагается увеличить срок, в течение которого политические партии, избирательные блоки не вправе отзывать кандидатов из зарегистрированных списков кандидатов.

Совмещение выборов

ЦИК РФ говорит о том, что необходимо уйти от практики перманентного проведения выборов на территории России. В связи с этим, предлагается законодательно установить единую в году дату проведения выборов – третье воскресенье марта. Для досрочных, повторных и дополнительных выборов – первое воскресенье октября. В год проведения очередных выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ – первое воскресенье декабря.


REGNUM

Рекомендуем почитать