Главная
>
Новости
>
Опубликован полный текст доклада Александра Хлопонина на IV Красноярском экономическом форуме

Опубликован полный текст доклада Александра Хлопонина на IV Красноярском экономическом форуме

17 февраля 2007 14:24
0

Опубликован полный текст доклада губернатора Красноярского края Александра Хлопонина «Россия на пороге новой индустриализации», сделанный им 16 февраля на IV Красноярском экономическом форуме «Индустриальная основа развития России».


Александр Хлопонин

Объем инвестпроектов, которые будут реализованы в России до 2015 года, составляет более 400 млрд долларов, заявил губернатор. «Можно сказать, что по сути все эти проекты - заявки на частно-государственное партнерство», - отметил он. Лидерами по количеству проектов является Дальний Восток. Хлопонин добавил, что капитал с трудом идет в лесную отрасль и здесь нужна поддержка государства.

Такие инвестпланы крупного бизнеса предполагают, что государству придется вложить в инфраструктуру еще не менее 150 млрд долларов, заявил губернатор. «Совокупность инвестиционных планов компаний - это по сути заявка компаний на государственно-частное партнерство. 90% проанализированных проектов остро нуждаются в расшивке инфраструктурных ограничений в автодорожном, железнодорожном, электросетевом, коммунальном хозяйстве», - сказал он.

 

Текст доклада губернатора Красноярского края Александра Хлопонина «Россия на пороге новой индустриализации»

 Уважаемый Герман Оскарович!
Уважаемые участники IV Красноярского экономического форума!

Разрешите поприветствовать Вас на сибирской земле и пожелать нашему форуму успешной работы сегодня и завтра.

Форум посвящен важнейшей для судьбы экономического развития России теме – индустриальному росту, а также реализации на территории страны крупных инвестиционных проектов в промышленности. За время работы форума нам предстоит обсудить потенциал реализации крупнейшими российскими компаниями промышленных проектов на сумму более четырехсот миллиардов долларов. Фактически мы подходим к этапу, когда страна существенно меняет масштаб деятельности в своем промышленном развитии, приступает к реализации сотен крупных инвестиционных проектов.

Мы считаем, что Россия находится на пороге эпохи массовых гринфилдов. Фактически мы проводим IV Красноярский экономический форум накануне периода новой индустриализации страны, вызванного, во-первых, ростом оснащенности нашего бизнеса поработанными инвестиционными стратегиями, а во-вторых, усилением инвестиционных возможностей государства.

Россия в последние 5-6 лет стремительно прогрессирует как инвестиционные пространство. Давайте на минуту вспомним об основных важных для инвестиционного процесса характеристиках российской экономики, какой она была в 2000 г.

Маленькая по объему, только что вышедшая из кризиса экономика. Консолидированный бюджет страны меньше ста шестидесяти миллиардов долларов, плюс государственный долг на уровне пятидесяти процентов ВВП, или порядка ста двадцати процентов федерального бюджета. Плюс серьезная макроэкономическая нестабильность. Понятно, что такому государству не до инструментов развития, не до инвестиций, не до развития инфраструктуры.

Что представлял из себя российский крупный бизнес в 2000 году? Это крайне маленький, почти незаметный в мировом масштабе фондовый рынок. Мы помним все экономические и политические проблемы, связанные с этапом формирования крупных холдингов, этапом рейдерских войн, этапом минимизации налогообложения. Развитие в этот период понимается компаниями скорее как захват и контроль над новыми активами, а не как инвестиционное развитие. Отсюда, конечно, мягко говоря, слабая в тот момент обеспеченность компаний долгосрочными инвестиционными стратегиями. Их попросту не было. То есть и со стороны бизнеса, и со стороны государства, - игра вкороткую.

Если мы после этого краткого экскурса посмотрим на экономическую ситуацию 2007 года, она окажется принципиально иной и количественно, и качественно. Почти в 2 раза выросшая по размерам экономика, более чем в два раза выросший консолидированный бюджет страны, огромный Стабилизационный фонд, крупнейшие в мире резервы Центробанка. Плюс микроскопический для такой экономики государственный долг, плюс достаточно высокое внимание государства к стратегическим горизонтам планирования, плюс постоянно растущая оснащенность федеральной и региональной власти современными инвестиционными инструментами.

Не менее впечатляющего прогресса достиг за этот период и бизнес. Десятикратный рост индекса РТС говорит сам за себя. Сформированные и прошедшие период реструктуризации компании обеспечены долгосрочными стратегиями и котируются на биржах, вызывают у инвесторов значительно больше доверия. Большинство лидеров российской промышленности – заметные игроки или даже лидеры своих отраслей в международном масштабе, это международные компании. Очевидно, что подобный рост качества и государства, и бизнеса как инвестиционных партнеров должен привести Россию к реализации принципиально иных инвестиционных амбиций.

Мы в рамках подготовки IV Красноярского экономического форума в течение года вели исследование о сумме всех инвестиционных планов всех крупных компаний – лидеров основных отраслей российской промышленности. В подготовке исследования использовались все доступные способы получения информации – от анализа открытых источников до подробного анкетирования и глубокого интевьюирования топ-менеджеров ведущих корпораций.

Границей отсечения в исследовании была выбрана сумма в сто миллионов долларов, меньшие по масштабу проекты в исследование не попали. Горизонт реализации большинства проектов укладывается в границы 2015 года, некоторые нефтегазовые проекты распространяются до 2020 г. Мы считаем, что получившаяся база содержит довольно полную сумму инвестиционных планов компаний – лидеров основных отраслей российской промышленности.

Что у нас получилось?

Выявлена сумма инвестиционных планов на общую сумму четыреста миллиардов долларов. Это 304 инвестиционных проекта в 11-и основных отраслях российской индустрии. В таблице вы видите распределение этих инвестиций по федеральным округам. Заметно, что и по числу проектов, и по суммам инвестиций здесь доминирует восточная часть страны – регионы Сибири и Дальнего Востока. Это не случайно. Экономика страны подошла к необходимости нового решительного шага на восток, нового экономически обоснованного этапа инфраструктурного и индустриального освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

На карте изображены регионы России, отранжированные по перспективам реализации на их территории крупных инвестиционных проектов в промышленности. Красный и его оттенки – это регионы с высоким потенциалом, синий – с низким. Вы видите, что ядро регионов, на территории которых холдинги намерены реализовать максимум капиталоемких проектов, расположены на Востоке.

Все это ни в коем случае не означает, что на территории Европейской части страны до 2020 года будет вложено меньше инвестиций, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Просто будущее правой и левой частей страны по выбранному типу развития уже сегодня существенно различается, и это различие будет только усиливаться. И здесь мы подходим к одному из принципиальных выводов исследования.

Будущее Сибири и Дальнего Востока связано скорее с новой индустриализацией, новым периодом инфраструктурного освоения, новым периодом разработки месторождений. Для этого здесь понадобятся крупные инвестиции в очень капиталоемкие проекты, и принципиальная модель этого движения экономики на восток ясна. Бизнес заинтересован в реализации инвестиционных проектов, государству придется опережающими темпами развивать инфраструктуру. Итак, экономическое развитие на Востоке - это капиталоемкий промышленный рост.

При этом развитие Европейской части страны будет связано скорее с дальнейшей терциализацией, то есть прежде всего с развитием экономики услуг и знаний вокруг крупных городов и транзитных центров. Это развитие будет в значительно меньшей степени индустриальным. Инвестиционных проектов будет намного больше, чес на Востоке, но все они будут заметно менее капиталоемкими.  Итак, нас ждут в ближайшие годы нарастание индустриализации на Востоке, и терциализации на Западе.

Эта мысль полностью подтверждается таблицами, которые вы видите на экране. Если мы ранжируем регионы по суммам запланированных на их территории инвестиций, то в пятерке лидеров видим только регионы востока страны, самый западный из них – Ямало-Ненецкий округ. Правда, при ранжировании по числу проектов доминирование востока оказывается разбавленным двенадцатью индустриальными проектами Ленинградской области. В основном это энергетика и машиностроение.

В таблице компании, планирующие реализовать на территории страны максимум крупных инвестиционных проектов. При ранжировании по суммам инвестиций налицо полное превосходство топливно-энергетического комплекса. Однако когда мы ранжируем по числу проектов, а не по деньгам, в пятерку лидеров тут же попадают и еще не сформированная до конца объединенная компания Российский алюминий (на слайде дана сумма планов СУАЛа и Русала) и УГМК-холдинг. Это означает, что металлурги с точки зрения обеспеченности стратегическим видением и инвестпланами ничем не уступают нефтяникам и газовикам. Просто их проекты требуют меньше капитальных затрат.  На карте мы наложили сумму выявленных инвестиционных планов компаний на представленную сегодня в стране совокупность основных фондов в промышленности. Синим и его оттенками представлены территории, где новые инвестпланы превышают необходимую существующим фондам амортизацию, то есть где отношение инвестиций к амортизации больше единицы. Бежевый цвет и его оттенки – это территории, где инвестиции даже не покрывают потребности основных фондов в восстановлении.

Заметно, что справа, на территории Восточной части страны, за счет выявленных инвестиций в основном создаются новые основные фонды, часто в индустриально не освоенных на сегодня районах. В то время как для многих регионов европейской части страны выявленных инвестиционных планов недостаточно даже для покрытия расходов на амортизацию существующих промышленных мощностей.

То есть опережающий рост индустрии на востоке будет сопровождаться в том числе постепенным свертыванием промышленности в регионах европейской части страны, где индустрия будет уступать место агломерационному и транзитному типам развития.  Карта, на которой показаны наши четыреста миллиардов долларов инвестиционных планов крупного бизнеса, положенных на регионы и поделенных на душу населения. Что получилось? Мы видим совершенно уникальные цифры душевых инвестиций в промышленность во многих малонаселенных регионах востока. Это означает, что трудоемкие индустриальные проекты будут развиваться в основном там, где существует заметный дефицит трудовых ресурсов.

На мой взгляд, это исследование и наш форум совершенно по-новому ставит и значительно заостряет вопрос о необходимости трудового обеспечения экономического развития в стране в целом, но на территории Сибири и Дальнего Востока в особенности. Весь этот инвестиционный потенциал элементарно некому реализовывать. Помимо холдингов, оснащенных продуманными планами и капиталом, помимо государства, согласного развивать инфраструктуру под них, нужен еще один важнейший фактор производства – люди. Нам придется менять и миграционную, и образовательную, и социальную политику под приоритеты экономического развития.

А пока с миграционным движением происходит вот что. Синим и его оттенками даны регионы с отрицательным сальдо миграции, бежевым – территории с положительным сальдо. Понятно, что при таком миграционном результате на Востоке добиться обеспечения трудовыми ресурсами всех запланированных к реализации гринфилдов будет невозможно. Нужно также учитывать, что это миграционное движение происходит на фоне математической убыли нации, нас становится с каждым годом только меньше. Поэтому очевидно, что цели экономического, и в том числе индустриального развития, диктуют нам необходимость коренной перезагрузки миграционной политики. Причем не только внутренней (понятно, что нам надо добиться роста мобильности нашего населения), но и внешней (нам нужно элементарно больше людей на рынке труда).

Мы должны осознать, что Россия – это трудонедостаточная страна, в которой некому реализовывать полные инвестиционные планы в промышленности. Здесь мы должны перейти к отраслевому анализу выявленного нами потенциала индустриального развития. По каждому федеральному округу дан сравнительный анализ нынешней структуры экономики с той структурой, которая представлена в перспективных планах компаний на их территории. Выделим наиболее крупные тенденции, которые существенно повлияют на экономическую специализацию округов. Пойдем для разнообразия слева направо, с Запада на Восток.

В Центральном округе максимум инвестиционных проектов будет сосредоточен в энергетике – и это объяснимо и справедливо. Энергеодефицит уже стал сдерживающим фактором развития агломерационной экономики европейской части страны. Северо-Западу выявленные планы компаний сулят закрепление нефтегазовой специализации как одной из ведущих. В Южном округе намечается серьезный рост инфраструктурной обеспеченности, из отраслей промышленности будет расти энергетика и химия. В развитии Приволжского округа наиболее заметными окажутся проекты в химии, энергетике и машиностроении. Урал продолжит наращивать нефтегазовую специализацию, заодно развивая инфраструктуру и энергетику. Наиболее заметным фактором в инвестиционном развитии Сибири станет расширение нефтегазового сектора, а также следующего этапа его передела – химии. Все это будет сопровождаться развитием инфраструктуры. Для Дальнего Востока роль инфраструктурного и нефтегазового роста будет еще выше, чем для Сибири. На карте несколько геометрических центров, рассчитанных нами по центрографическому методу. Получается показательная картина.

Географический центр России известен нам со школы, он показан многоконечной звездой в Эвенкии, в Красноярском крае. Буквой «Т» в районе Уфы, в Башкирии, показан нынешний геометрический центр российской промышленности. Он там расположен уже несколько десятилетий. Рядом с ним расположен геометрический центр России по населенности - территориально «средний россиянин» живет примерно в Уфе. Однако если мы возьмем сумму накопленных инвестиций в любой из последних годов и определим по ним геометрический центр, он будет расположен чуть восточнее Москвы. И здесь мы подходим к самому интересному. Если мы возьмем всю сумму инвестиционных проектов из нашего исследования, а это 304 проекта на четыреста миллиардов долларов, то их геометрический центр будет расположен намного восточнее – примерно в районе Кемерово. Этот анализ демонстрирует серьезный сдвиг на восток, который ожидает Россию в индустриальном развитии в ближайшее время.

Цветные металлурги заявили к реализации 35 крупных проектов на сумму более двадцати трех миллиардов долларов. По количеству проектов это одна из наиболее обеспеченных стратегическим видением отраслей. Несмотря на многочисленные проекты в цветной металлургии, центр тяжести в отрасли практически не изменится, оставшись в пределах Красноярского края, на территории которого также запланировано несколько крупных инвестиционных проектов, в основном в алюминиевой и свинцово-цинковой промышленности.

Обширная сумма инвестиционных планов черных металлургов и угольщиков (а это 50 проектов на 27 миллиардов долларов) дает нам расположение геометрического центра этих проектов на Урале. Это также обозначает некоторое движение отрасли вправо по карте, вызванное освоением новых все более восточных территорий.

Нефтегазовый комплекс заявляет меньшее по сравнению с металлургией количество проектов, но почти каждый из них уникален по сумме инвестиций – это 24 проекта на 145 миллиардов долларов, то есть каждый проект весит в среднем по отрасли более 6 миллиардов. И это объяснимо: мы вплотную подступили к необходимости осваивать или труднодоступные месторождения с неразвитой транспортной инфраструктурой, или шельф. Несмотря на запуск на территории Сибири и Дальнего Востока проектов освоения новых крупных месторождений, суммарный центр новых инвестпроектов в нефтегазовом комплексе все-таки не переместился значительно правее Урала. Это объясняется и продолжением крупных инвестиций в месторождения Западной Сибири, прежде всего в Ямало-Ненецком округе, и на Северо-Западе, и на Севере.

Энергетики – абсолютные и безоговорочные лидеры по количеству заявляемых инвестиционных проектов. Это 84 проекта на сумму более шестидесяти двух миллиардов долларов. Совокупность их инвестиционных планов, которые, как вы видите, в сильной степени сконцентрирована вокруг агломераций европейской части страны, и имеет геометрический центр где-то в районе Нижнего Новгорода. Это более чем объяснимо, ведь дефицит электроэнергетики – это одно из главных препятствий для экономического развития европейской части России.

Однако масштабные планы энергетиков вызывают максимум вопросов с точки зрения их практической реализуемости. Слишком много узких мест: где взять столько энергетического оборудования, столько цемента, столько строителей, столько инженеров, проектировщиков, и так далее?

Химическая промышленность переживает явное возрождение Компании намерены реализовать в ближайшие годы 20 инвестпроектов на сумму 31 с половиной миллиард долларов. Центр выявленных инвестиционных проектов в химической промышленности расположен чуть левее Южного Урала, строго между геометрическим центром нефтегазодобычи, то есть сырьем химиков, и перспективными рынками сбыта их продукции.

Значительно скромнее, судя по исследованию, оснащены проработанными планами развития машиностроительные компании. Они заявили всего 13 проектов на сумму всего 6,4 миллиардов долларов. Геометрический центр новых инвестиционных проектов этой отрасли примерно совпадает с нынешним и располагается в Приволжье.

Не впечатляет внушительным размахом планирования и лесопромышленный комплекс. Компаниями заявлено 30 проектов на суму инвестиций 13,6 миллиардов долларов. Разумеется, ресурсный и промышленный потенциал России позволяет надеяться на реализацию существенно больших инвестиционных планов наших лесопромышленных компаний. Но нам пока не удается преодолеть нацеленность отрасли на первую стадию передела, капитал с трудом идет в лесоперработку, и еще сложнее – в крупные целлюлозно-бумажные проекты. Нужны внятные меры промышленной политики. Геометрический центр выявленных лесопромышленных проектов расположен в районе Урала.

Если по большинству капиталоемких отраслей промышленности центр новых проектов располагается в районе Урала и правее, то со сферой услуг совершенно иная ситуация. Участвовавшие в подготовке исследования банкиры, страховщики, ритейлоры, рестораторы жестко связывают свои инвестиционные приоритеты с городской средой, с агломерациями. Причем если еще 3-4 года назад они в основном интересовались городами-милионниками, то сегодня большинством из них освоен или осваивается уровень городов-полумилиоников, и следующий этап – стотысячники.

Из карты хорошо видно, где на территории страны расположено больше населенных пунктов. В этом смысле неудивительно, что геометрический центр проектов в сфере услуг расположен рядом с центром проживания городского населения России – между Самарой, Ростовом-на-Дону и Казанью.

Безусловно, выявленный в ходе исследования инвестиционный потенциал не является точной картой будущей российской экономики, несмотря на то, что в исследование включались только реальные инвестиционные планы реальных компаний. Конечно, ряд из этих проектов не будет реализован, зато будут реализованы некоторые другие, о которых нам, а возможно и их будущим инвесторам, пока ничего не известно.

Однако работа в целом показывает направление, в котором движется объективный эволюционный процесс оснащения наших крупных компаний стратегическими планами. У этого процесса есть несомненные достоинства – это прежде всего само по себе появление крупных инвестиционных планов на сотни миллиардов долларов. Это задает нам как стране другой темп развития, формирует представление о других амбициях.

Среди явных минусов нужно отметить серьезный крен суммы планов наших компаний в сторону добычи и первичной переработки сырья. Достаточно сказать, что из четырехсот миллиардов долларов, выявленных потенциальных инвестиций, более двухсот миллиардов – это исключительно проекты нефтегазовых компаний. В этом смысле данная в анализе совокупность инвестиционных проектов усиливает сырьевую ориентацию российской экономики.

Однако, похоже, темп развития экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и особенно Китая, наряду с плохой динамикой экономического и демографического развития Востока России, диктует нам необходимость интенсивно двигаться в направлении инфраструктурного, индустриального, и в том числе сырьевого освоения Сибири и Дальнего Востока. Нам необходимо мощное экономическое закрепление страны на этой не освоенной до конца территории. Иное геостратегически опасно.

Совсем иначе видятся функции европейской части страны, где этап инфраструктурного и индустриального освоения пройден, и где в ближайшие годы будут доминировать всего два мощных фактора развития – это агломерации и транзит. То есть в основном развитие экономики вокруг городов и портов. А это означает, что благодаря развитию на этой территории преимущественно экономики услуг и знаний, мы получаем шанс на диверсификацию нашего излишне сырьевого хозяйства и выход на инновационные рельсы. Это, однако, не означает, что государство не должно подталкивать бизнес к реализации проектов с высокой добавленной стоимостью и на Востоке. Должно.

Сумма инвестиционных планов крупного бизнеса на 400 миллиардов долларов означает, что для реализации всех этих проектов государству придется так или иначе вложить в инфраструктуру не менее ста пятидесяти миллиардов долларов в срок до 2015 года.

Совокупность представленных инвестиционных планов компаний – это по сути заявка компаний на государственно-частное партнерство. 90% проанализированных проектов остро нуждаются в расшивке инфраструктурных ограничений в автодорожном, железнодорожном, электросетевом, коммунальном хозяйстве.

В представленной таблице дан анализ оснащенности России современными инструментами инвестиционной политики, современными инструментами ГЧП. Мы видим, что Россия за последние 4 года проделала большую работу по совершенствованию государственной инвестиционной политики.

Наибольшее позитивное влияние на проблему расшивки инфраструктурных ограничений оказал, конечно, Инвестиционный фонд. Однако он один с размером два с половиной миллиарда долларов в год, конечно, не справится с проблемой строительства всей необходимой экономике страны инфраструктуры. Нам предстоит много работать над совершенствованием инвестиционной политики монополий и государства, чтобы инфраструктура была не тормозом, а стимулом экономического роста. 

Спасибо за внимание.

Рекомендуем почитать