Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Общение – золото

Общение – золото

23.01.2009
0

Красноярцы покупают все больше мобильников

Спрос на мобильники в начале года в Красноярске вырос на 20%. Некоторые аналитики считают, что большую часть закрывают крупные федеральные операторы. При этом предрекают скорую смерть местного сотового ритейла. В то же время красноярские игроки считают, что у «малышей» больше шансов выжить в нынешних условиях.

Уходя уходи

Некоторые федеральные эксперты высказывают мнение, что региональные сотовые ритейлеры постепенно уходят с рынка. Правда, в случае, например, с Красноярском, большая часть телодвижений уже сделана, и в основном все пертурбации и уменьшение количества участников рынка связаны с перераспределением собственности. Общее количество салонов (хотя этот показатель никто специально не подсчитывал) остается прежним — просто одни сети переходят под бренд других. Так, федеральный «Цифроград» купил несколько салонов в Красноярске.

Аналогичным образом поступила одна красноярская сеть, «поглотив» некрупный бизнес конкурента. Собственно, на этом все изменения закончились. Тем не менее аналитики предполагают, что у регионального сотового ритейла нет будущего.Общение - золото

С этим не согласен представитель компании «Техномаркет» Константин Васильев. По его словам, у мелких продавцов больше шансов выжить, нежели у федеральных.
- Крупные сети в большей степени обременены кредитными обязательствами. В связи с ситуацией в стране — нехваткой средств — это делает гигантов неповоротливыми, — считает Васильев.

По его мнению, «малыши» могут более гибко подходить к ценовой политике и ассортименту на полках магазинов. Васильев даже высказал мысль, что в Красноярске несколько шире ассортимент сотовых телефонов, чем в той же Москве. Правда, назвать причины такого дисбаланса Васильев затруднился.
Коммерческий директор компании «Сотка» Иван Каламбет согласился с коллегой и рассказал «ВК», что федералы переживают не самые лучшие времена.
- МТС взяла во франшизу Беталинк, Диксиса не стало, — говорит Каламбет. По его словам, в наиболее выигрышном положении оказался лишь «Связной».
В качестве основных причин такой ситуации Каламбет называет организационные особенности построения федеральных сетей.

- Все решения принимаются в Москве. В ситуации, когда надо действовать оперативно, принятие решения затягивается. В итоге теряется время. В этом смысле малый бизнес действует гораздо быстрее, — говорит Каламбет.
Стоит вспомнить и о недавних высказываниях бывшего владельца и основателя «Евросети» Евгения Чичваркина, который утверждал, что компания должна сократить сеть по стране примерно на 1,5 тысячи салонов.
Крупный бизнес вовсе не разделяет мнение местных ритейлеров. Так, PR-менеджер Сибирского филиала «Евросети» Ирина Кичкайло считает, что от размеров компании успешность развития бизнеса не зависит.
- И мелкие, и крупные компании пользуются кредитами. Чувствительность к их дефициту определяется множеством факторов управления и политики компании, маркетинговых стратегий. Прямой зависимости между размером компании и успешным результатом ее деятельности нет. У крупных мобильных ритейлеров больше возможностей взаимодействия с поставщиками оборудования и вендорами для возможности регулирования цен и ассортимента. В нынешней ситуации это основное конкурентное преимущество.

По ее словам, местные игроки занимают на рынке мобильной розницы Красноярска небольшую долю, он поделен между федеральными игроками, а ведущие позиции принадлежат компании «Евросеть».

Кризис — ничто

Несмотря на нехватку денег в стране, красноярцы скупают мобильники все большими темпами. Так, по данным некоторых сотовых ритейлеров, после Нового года продажи в среднем выросли на 20%.

Ирина Кичкайло связывает это с предновогодними распродажами и покупкой «трубок» в качестве подарка. По ее мнению, эта тенденция сойдет на нет через некоторое время, когда утихнет посленовогодняя суета.
Однако местные продавцы видят другие причины практически ажиотажного спроса на средства связи. Так, Каламбет рассказал «ВК», что до Нового года не наблюдалось никакого увеличения продаж сотовых телефонов. Спрос пошел вверх как раз после праздников, когда у людей, по идее, не должно было быть свободных денег.

Одна из причина — отсутствие должного предложения у крупных ритейлеров.
Так, по словам Каламбета, сейчас в федеральных сетях нет сотовых телефонов. Правда, в «Евросети» не подтверждают этого мнения, говоря, что ассортимент полностью представлен на полках.

- Отыскать Nokia в городе довольно сложно, особенно у крупных операторов, хотя эта марка всегда занимала до 60% в общей структуре продаж, — продолжает настаивать на своей позиции Каламбет.
При этом изменилась также структура спроса. Кичкайло замечает, что средняя стоимость покупки снизилась на 10%.
- Это не означает, что люди стали покупать больше дешевых телефонов. Просто изменилось соотношение покупаемых аппаратов, — подчеркивает Кичкайло.
По ее словам, люди стали гнаться не за модными штучками, а за функциональностью.
- Покупатель более взвешенно подходит к покупке, — говорит Кичкайло.
Естественно, до сих пор в России сотовый телефон остается в некотором смысле элементом имиджа. И все же байка про «имидж — ничто» уже начинает действовать.

На 3G

Некоторые аналитики сотового ритейла считают, что еще больший всплеск активности покупателей может принести внедрение сетей третьего поколения. Ведь для этого требуются более технологичные трубки. Правда, эта активность прежде всего будет зависеть от того, какими темпами будут развиваться 3G сети — то есть от сотовых операторов. Однако учитывая, что последние все больше стремятся проникнуть в сферу розничных продаж телефонов, вполне возможно спрос — предложение будут скорректированы. Так, Каламбет рассказал «ВК», что «Мегафон» планирует покупку некоторых сотовых ритейлеров, вслед за МТС. Но о масштабных планах реализации программ строительства сетей третьего поколения сотовые операторы пока не объявляли.

 

Марк Захаров, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать